Жила-была вдова и было у нее пятеро детей. Каждое утро уходила
вдова на работу, а дети оставались дома. Она оставляла детям еду и
запирала дом на замок. Вот однажды пришла вдова с работы, а дети ей и
говорят с плачем, что во время обеда из-под печки к ним вдруг выбежал
теленок и съел все, что было в тарелке у самой маленькой - Сореле. На
второй день повторилось то же самое. Плачут дети - боятся теленка. Но
бедной женщине надо на работу и некогда возиться с детьми. Однажды,
когда дети расселись вокруг стола, из-под печки снова выбежал теленок и
начал есть из тарелки маленькой Сореле. Тогда Сореле рассердилась и
стукнула теленка ложкой по голове. Теленок тут же рассыпался грудой
золота. Когда бедная вдова вернулась с работы и увидела золото, она
поняла, что к ней пришло счастье.
Благочестивая
разбойница
Когда-то ведь не было железных дорог, и люди ездили на подводах.
Вот один еврей однажды поехал к цадику. Дело было в пятницу, он спешил
и, как на зло, заблудился. Едет-едет, вдруг видит свет, подъехал ближе,
видит - забор, ворота, он и въехал прямо в ворота, а во дворе стоят два
еврея. Спрашивает он их, можно ли ему остаться здесь на субботу.
Отвечают ему: да, но к нам, если заезжают, то обратно не выезжают. Тут
понял еврей, что попал к разбойникам, и стал просить отпустить его,
пожалеть его, но те в ответ одно: от нас выхода никому нет. Тогда еврей
стал плакать, предлагать деньги, а те отвечают: мы денег не берем - мы
берем душу. Тут еврей стал еще пуще умолять, упрашивать. Когда один из
разбойников говорит: - Знаешь что,
спросим у нашей матери, как она скажет, так и сделаем. Зашли в дом. А в доме
все по-субботнему: на столе белая скатерть, две свечи. Подошли к комнате
матери - она заперта, но через замочную скважину гость видит, что стоит
женщина, читает Шмойноэсре. Помолилась, открыла дверь и вышла к ним. Тут
сын-разбойник рассказал ей о просьбе гостя отпустить его со двора. - Об этом не может быть
и речи, - отвечает мать. - Сто и одно - все одно. У моего сына легкая
рука и очень острый нож, - вы даже не почувствуете. Тогда гость еще больше
стал ее упрашивать, а она свое: - Отпустить вас мы не
можем. Мы разве разбойники? Разве мы выходим на большую дорогу и хватаем
людей? Мы убиваем только тех, кого Бог нам посылает. Сто и одно - все
одно. Я благочестива, и я выполняю волю Божью - кого Малхамовес не может
умертвить, того Господь Бог, да будет благословенно Его имя, посылает к
нам. Вы только не тревожьтесь, выберите себе любую кровать, - а уж
остальное сделает мой сын, у него легкая рука и острый нож, вы даже не
почувствуете. А он все просит, чтоб
его отпустили: так, мол, и так, оставил дома жену, детей, хозяйство.
Разбойница в ответ: - Не говорите глупостей.
Дети будут жить без вас, хозяйство будут вести без вас. Сто и одно - все
одно. Короче говоря, видит
еврей: ничего не получается, и стал упрашивать, чтоб хоть отложили его
смерть до завтра. А разбойница говорил - Нет, до завтра не
получится. В субботу мы не убиваем. - Тогда пусть будет в
воскресенье или в субботу вечером, - просит гость. Мать разбойников
подумала и решила: - Ладно, пусть будет в
субботу вечером. Ну, переночевал еврей
эту ночь у разбойников. Утром вышел во двор и видит за домом груду
человеческих костей, отрубленных голов, рук, ног - чуть в обморок не
упал. Идет дальше и видит: тропинка. Была не была, думает, надо бежать!
Не убежишь - вечером зарежут, а убежишь и поймают - все равно зарежут.
Короче говоря, пустился еврей бежать по тропинке и бежал, пока не
выбрался в поле. А там мужики косили рожь. Он и спрашивает, как ему
попасть в местечко. Они подробно объяснили, что надо, мол, идти до речки,
а через речку вплавь. Подошел еврей к речке, вдруг слышит за спиной крик:
"Не ходи! Не ходи!", смотрит - бежит к нему какой-то человек. Он
испугался: не из тех ли вчерашних разбойников? Нет, бежит мужичок.
Подбежал и говорит: - Здесь не плыви, здесь
утонуть можно. Иди вон там - там вброд перейдешь. Еврей так и сделал,
перешел речку вброд и попал в местечко. Вот и все.
Вещий сон
Одному еврею три раза подряд снилось, что его счастье ждет его на
мосту. И вот он, надеясь найти клад, пошел к мосту, но ничего там не
нашел, хотя не один раз прошелся по мосту, высматривая клад. Сторож моста спросил,
что, мол, ты ходишь взад и вперед по мосту. Тут наш еврей рассказал ему
про свой сон. Смеется над ним сторож: - Пхе... Пустая вещь сны.
Вот сегодня я в будке вздремнул и снилось мне, что я нашел клад в твоей
печке. Услыхал еврей слова
сторожа, побежал домой, велел жене принести топор и начал ломать печку,
а жена сокрушается: виданное ли это дело, чтобы исправную печь ломать
из-за вздорного сна? Разбирает еврей печь
кирпич за кирпичом, и вдруг топор наткнулся на металл. Дрожащими руками
еврей вытащил из-под обломков чугунок, доверху набитый золотыми монетами.
Горшок с жиром
Жили-были старик со старухой. Однажды в субботу вечером осенью,
после праздников, старик прилег и задремал, а старуха стала растапливать
жир. Стоит она себе у печи, поминутно заглядывает в горшок. В доме тихо.
Задумалась старуха о домашних делах. Бедность кромешная, дрова на зиму
не запасены, у старика зипунишко совсем прохудился, а тут еще и сама
занемогла - все колет под сердцем, хотя старику она об этом и не
заикалась, чтобы зря не расстраивать. Вот только вся надежда на жир.
Разольет она его по горшочкам и пойдет по домам продавать. Стоит старуха
задумавшись и вдруг видит: из-под печки вытянулась худенькая детская
ручка и застыла, будто просит чего-то. И хоть старуха очень испугалась,
но достала шкварок и положила в маленькую ладошку. Рука исчезла. Вслед
за этим стала старуха разливать жир из горшка в маленькие горшочки и - о
чудо! - замечает, что в горшке жир не убывает. Она уже наполнила жиром
все свои горшки, кружки, тарелки, а жир все не убывает. Наполнила все
ведра, вылила воду из бочки и налила туда жиру, а в горшке, что на печи,
все так же полно, неиссякаемый источник, да и только. Тут вдруг проснулся
старик. Видит, что время уже за полночь, а старуха еще не спит, встал
поглядеть, чем это она занята. А старуха все разливает
растопленный жир. Тут старик рассердился и как закричит: - Сколько можно
заниматься жиром? Скоро утро, а ты все еще не кончила. Может, кончишь
наконец? Старуха всплеснула
руками: - Пропало! Была в доме
благодать, а ты ее прогнал. Видишь, все это нам подарил шрейтеле, а
теперь после твоих слов кончилась благодать. Права оказалась старуха.
Жир в горшке кончился. Но и того, что успела собрать старуха, достало,
чтобы выручить за жир немало денег и купить старику шубу, заготовить на
зиму дров и других припасов. Долго после этого
вспоминали старик и старуха доброго шрейтеле, который им так кстати
помог.
Два свидетеля
Во времена царя Саула жила в городе Ашкелоне одна вдова. Умирая,
муж оставил ей богатое наследство: множество золотых и серебряных монет
и слитков. Вдова все боялась, что ее обкрадут, и не могла придумать,
куда спрятать свои сокровища. Наконец, она сложила их в глиняные кувшины,
залила сверху медом и поставила в кладовку. Однажды вдове пришлось
надолго отправиться в дальние края. Перед отъездом она занесла кувшины с
сокровищами к соседу и попросила сохранить их до ее приезда. Что в этих
кувшинах, она ему, конечно, не сказала и понадеялась, что сам он в них
заглядывать не будет. Но очень скоро у соседа в доме был большой пир, и
к концу трапезы гостям за столом не хватило меду. Сосед решил налить
меду из кувшина вдовы. Едва он оттуда зачерпнул, как увидел, что там
золото, а вовсе не мед. Он заглянул в другие кувшины вдовы и увидел, что
они полны сокровищ, как и первый. Тогда сосед, недолго думая, переложил
все богатства в свою посуду, вышел из кладовки и никому ничего не сказал. Через много дней
вернулась вдова в Ашкелон, забрала у соседа свои кувшины, принесла их
домой и... Ах! Кувшины оказались пусты. Заплакала вдова, побежала к царю
Саулу и рассказала ему, что сосед обобрал ее. А по закону обижать вдов
не полагалось. - Свидетели у тебя есть? - спросил царь.- Кто-нибудь
видел, как ты деньги клала в мед? - Кто же мог видеть? -
плакала вдова.- Я ведь это втайне делала. - Раз свидетелей нет -
ничем не могу тебе помочь,- сказал царь.- Теперь тебе разве что
Всевышний поможет. Заплакала вдова, вышла
из царского дворца и побрела по дороге. А около дороги играли ребята.
Один из них, рыжий, с золотыми прекрасными глазами, заметил вдову,
подбежал к ней и спросил с сочувствием: - Что с тобой? Отчего ты
так плачешь? Рассказала ему вдова, как обобрал ее сосед, как рассудил
царь, и раз нет у нее свидетелей, то и осталась она нищая и
одна-одинешенька на свете. - Не плачь, добрая
женщина. Есть еще надежда,- сказал мальчик.- Быстро иди к царю и проси
его, чтобы он меня позвал в судьи. И правда выйдет на свет.
Поспешила вдова к царю Саулу и сказала ему все, как мальчик велел. ' - Пусть приходит и
рассудит,- согласился царь. Пришел мальчик во дворец. Царь увидел его и
засмеялся: - Такой маленький, а уже
судить берешься? - Сужу не я, а Господь,-
гордо ответил мальчик,- я лишь сделаю то, что смогу. Разреши мне, и я
рассужу этих людей. Правда сама на свет выйдет. - Ну, суди,- кивнул царь. Мальчик велел привести
соседа, а вдове велел принести кувшины, которые она ему оставляла. Когда
вдова принесла кувшины, мальчик указал на них соседу: - Эти кувшины оставляла
тебе женщина? - Эти,- ответил сосед. Тогда мальчик стал брать
кувшины один за другим и разбивать их на мелкие осколки. Никто не
понимал, зачем он это делает. Вдруг на одном из осколков ярко блеснули
две золотые монеты. Они приклеились ко дну кувшина и не попали в руки
вора. - Вот - два свидетеля! -
указал мальчик на монеты.- А это - вор! - указал он на соседа.- И
свидетели рассказали правду. Вор понял, что правда
вышла на свет, и вернул вдове все деньги, которые он у нее украл. Скоро весь
еврейский народ знал историю о том, как мальчик рассудил вдову с соседом
и вывел на свет правду. И все говорили о том, что он умница и с ним Бог.
Имя этого мальчика было Давид, и пришло время, когда он стал царем
Израиля.
Жаба-оборотень
Однажды святой Бешт впал в задумчивость. Три дня он ходил
погруженный в глубокое раздумье, а на четвертый вдруг обнаружил себя в
знойной пустыне. Он очень удивился и подумал, что неспроста его сюда
занесло. Вдруг Бешт увидел неподалеку толстую уродливую жабу. Жаба, не
сводя с Бешта пристального взгляда, медленными, короткими прыжками
приближалась к нему. - Кто ты? - спросил жабу
Бешт. - Я .человек, - раздался
голос жабы. - Ровно сто лет назад я по велению свыше был превращен в
жабу и изгнан в пустыню, где нет людей и где никто не может отпустить
мне мои грехи. - Расскажи мне, в чем же
ты грешен? - спросил Бешт. - Мои грехи начались с
того, - сказала жаба, - что я не мыл рук перед едой. Когда Сатана стал
меня обвинять, ему на -Небесном Суде разъяснили, что за один грех нельзя
наказывать и что если ему удастся ввести меня в еще один грех, тогда мне
зачтется и первый грех и я буду строго наказан. Сатане удалось ввести
меня во второй грех, потом я не устоял и ещё раз поддался ему: Совершил третий грех,
потом четвертый. Сказано ведь, "грех
влечет за собой грех". Так мало-помалу я
совершил всевозможные грехи, и Небесный Суд решил лишить меня
возможности раскаяния. Поэтому Сатана сделал меня пьяницей. Я много пил,
а пьяный не задумывается о грехах и о том, что его ожидает. Так я и умер,
не успев раскаяться в своих грехах. А так как в первый раз я согрешил
тем, что пренебрег омовением рук, мою душу после смерти вселили в жабу,
в тварь, которая у всех вызывает брезгливость, и отправили в пустыню,
где некому помолиться за мою душу и тем принести мне прощение. Тут святой Бешт понял,
для чего он очутился в пустыне и стал горячо молиться за душу грешника. Через некоторое время он
увидел, что жаба упала, распластавшись у его ног. Она была мертва, а
душа грешника вознеслась ввысь.
Жених с того
света
В городе Шаргороде жили два молодых человека, обоим еще не
исполнилось шестнадцати лет. Они были друзьями, вместе сидели в
бес-медреше и изучали Тору. Однажды тот, который был постарше, заболел,
поболел недолго и умер. Велико было горе младшего, но постепенно он стал
забывать своего друга. Прошли годы, и Нахман, так звали младшего,
задумал жениться. Вскоре он обручился и стал готовиться к свадьбе.
Наступил наконец канун свадьбы. По обычаю, жених в ночь перед свадьбой
не должен оставаться один, ибо в эту ночь ему грозят козни нечистой силы. Около полуночи Нахман
вышел ненадолго во двор, и тут вдруг к нему подошел его покойный друг.
Жених вначале было испугался, но вскоре стал отвечать на расспросы
покойника, рассказал ему, что завтра утром у него свадьба. Покойник
вместо поздравлений стал звать Нахмана к себе, чтобы показать, как он
живет. Но жених о том и слышать не хотел, дескать, ему пора спать,а то завтра вставать на рассвете. Но покойный друг так просил,
так настаивал, пускайзайдет всего, мол, минут на
двадцать, что жених согласился. Пришли они в очень красивый дом, весь
обставленный красивой мебелью. Видит жених, на круглом столе лежит том
Гемары. Спрашивает покойник жениха: - Давай, дорогой мой,
посостязаемся, кто лучше помнит то, что мы изучали в юности. Ты, верно,
успел уже все позабыть? Это задело Нахмана за
живое, он сел к столу и завел с покойным другом дискуссию на ученую тему. Вдруг Нахману показалось,
что они спорят уже больше часа. Он поднялся и стал прощаться с товарищем,
но тот все не отпускал его, продолжал спорить по поводу галахи, которую
они только что обсуждали. Наконец жених попрощался
и вышел на улицу. Прошел несколько улиц, пришел на свою, подошел к дому
- что за диво: вместо знакомого приземистого дома, из которого он вышел
час тому назад, стоит другой дом, а в доме совсем другие комнаты, другая
мебель и совсем другие люди. Никто не может сказать, где живет его тесть.
Видит он: люди только смеются над его словами, а одежда у них со всем не
такая, как у него, на его же одежду прохожие косятся с удивлением. В
недоумении побрел растерянный жених среди незнакомых ему людей, стал их
спрашивать о своих близких, а их никто не знает. Но вот в одном доме он
наткнулся на старика, которому было сто двадцать лет. Старик стал
вспоминать историю, которую слыхал в детстве, историю о том, как у
соседа сто пятьдесят лет тому назад вышел ночью накануне свадьбы из дома
жених и обратно не вернулся. Тут жених понял, что
один час на том свете равен ста пятидесяти годам на этом. От горя жених
тут же поседел и стал молиться, прося смерти у Бога. В тот же день он
умер. Эта история записана в
старом шаргородском пинкасе.
Индюк-камень
Отправился еврей-перекупщик в деревню гусей покупать. Идет он
довольный, напевает, предвкушая хороший заработок. Вдруг видит: лежит на
дороге связанный жирный индюк. Еврей подошел к индюку,
хотел поднять, а индюк оказался таким тяжелым, что поднял его еврей с
большим трудом. Поднял и пошел своей дорогой. Идет еврей, идет и
чувствует - что такое? Индюк становится все тяжелее и тяжелее. Чем
дальше, тем больше невмоготу ему нести индюка. Крепился еврей, но
бросить индюка жалко. Так он нес его, нес, пока наконец все же не бросил.
Упал индюк на землю и превратился в камень. Тут только еврей понял,
что это был не индюк, а нечистая сила.
Клад
Один богач построил себе дом. И вот однажды слышит чей-то голос
из-под крыши: - Берегись, падаю! Богач испугался, выехал
из дома и сдал его по дешевке одному бедняку. Однажды бедняк услыхал
загадочный голос: "Берегись, падаю!" и крикнул: - Падай! И вдруг в сенях что-то
грохнуло. Дрожа от страха, бедняк вышел в сени и увидел на полу два
мешка, набитые золотом. Это был клад. С тех пор бедняк этот разбогател и
стал первым богачом в городе.
"Толерантность
означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой
индивидуальности"
Статья 1
Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО
* * *
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить