Богат и разнообразен по жанрам, ярок и самобытен молдавский фольклор.
"Народная мудрость" – так дословно переводится этот
термин, введенный в XIX веке английским ученым Томсом. И верно, устное
народное творчество, то есть песни, инструментальные мелодии, танцы,
сказки, предания, поговорки кристаллизуют и передают из века в век и ум,
и душу народа. Авторы произведений народного искусства неизвестны, так
как в момент возникновения ни стихи, ни музыка, ни пластический рисунок
танца не записывались, а передавались из уст в уста, от человека к
человеку, от исполнителя к исполнителю, нередко шлифуясь, обогащаясь,
видоизменяясь и приобретая вариации. Так, например, баллада "Миорица",
широко известная у нас в варианте, записанном, обработанном и
опубликованном Василе Александри в 1850 г., имеет сотни версий (в ХХ
веке известный румынский фольклорист А. Фоки собрал и записал 702 (!)
различающихся текста "Миорицы"). При этом для фольклора любого этноса
характерны особые, присущие именно ему черты. Молдавскую музыку не
спутаешь ни с какой другой, хотя народное музыкальное творчество,
возникшее в глубокой древности (причитания, обрядовые песни, новогодние
колинды) либо в более поздний период (городской романс, например)
многогранно и разнообразно. Особое место в молдавской музыке занимают
дойны – лирические песни, состоящие из двух частей — медленной и
быстрой. Появившись в раннее средневековье как пастушеские, они
начинались с протяжной жалобы пастуха, а вторая часть дойны –
танцевального характера, выражала радость по поводу возвращения отары
домой, так утверждают исследователи. Чебанская тематика дойн расширилась
еще в XVII в., когда возникли гайдуцкие дойны (рассказывающие о борьбе с
османскими завоевателями и угнетателями-феодалами), появились любовные (de
iubire), колыбельные (de leagăn), застольные (de păhar), похоронные и
т.д. дойны. До наших дней дошли дойны вокальные, которые можно петь без
музыкального сопровождения. Инструментальные, исполняемые сольно на
флуере, чимпое, нае, скрипке и других музыкальных инструментах или целым
тарафом – оркестром, состоящим из скрипачей, кобзарей, цимбалистов и т.
д. Все они отличаются богатством ладовой основы и ритмической свободой,
в дойне всегда есть место импровизации.
Ладовую переменность музыковеды называют особенностью
молдавской музыки. Но если дойны с первых нот звучат печально, а
заканчиваются жизнерадостно, то в других молдавских народных
произведениях более распространён мажоро-минор, то есть мелодия
начинается в мажоре и кончается в миноре.
Когда возникли тарафы – оркестры молдавских народных
инструментов?
Документально подтверждено, что в придворных
празднествах они участвовали уже в XVII веке. А лэутары – певцы и
музыканты, бродившие от селения к селению, ночевавшие в лесах и долинах,
появились, конечно же, гораздо раньше. В средневековье они начали
объединяться в цеха. Слово "лэутар" происходит от названия старинного
лютневидного музыкального инструмента "лэута", хотя в обозримом прошлом
лэутары владели скрипкой, цимбалами, флуером, кобзой, виолончелью,
контрабасом и т.д. В Кишинёве в начале XIX века был свой лэутарский цех.
И, как свидетельствуют воспоминания живших тогда людей, их творчество
ценилось аристократами – в доме боярина Варфоломея, например, был
постоянный оркестр лэутаров. Кроме народных песен и танцев, репертуар
лэутаров включал сложные для исполнения – виртуозные пьесы и фантазии
программного характера (пример – "Чокырлия"). Легендарного лэутара Барбу
Лэутару высоко оценил Ф. Лист, хотя ни он, ни другие народные музыканты
не владели даже азами музыкальной грамоты. Их музыка – некий ритуал,
сложившийся в течение многих веков, где каждая нотка, как цветок в
орнаменте. И в то же время они играют без строгих рамок и от души.
Сегодня исполнители фольклора получают глубокое музыкальное образование,
но только те становятся истинными народными музыкантами, у кого эти
принципы в крови.
Молдавская танцевальная музыка и сами танцы тоже
чрезвычайно самобытны — живые, динамичные и зажигательные. Даже
медленная хора, в которой танцоры собираются в круг и обнимают друг
друга за плечи, исполняется и в быстром варианте. Благодаря
профессиональному исполнению молдавских народных танцев ансамблем "Жок",
они стали широко известны в мире. Но народные танцы в Молдове
исполняются не только на сцене. Без них не обходится ни свадьба, ни
кумэтрия, ни массовое гуляние на площади – как в селе, так и в столице.
"Толерантность
означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой
индивидуальности"
Статья 1
Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО
* * *
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить