| 
 
		Устное народное 
		творчество марийцев богато по содержанию, разнообразно по видам и 
		жанрам. Возникшее в глубокой древности, оно выражало думы и чаяния 
		людей, их практический ум и смекалку. В нем нашли отражение реальные 
		исторические события, эпические сюжеты, обычаи и обряды, мифологические 
		представления и многие другие стороны жизни народа.  
		В легендах и преданиях (тошто 
		ой) нашли отражение различные моменты этнической и 
		социально-политической истории: расселение и миграции, взаимоотношения с 
		соседними племенами и народами, сражения с чужеземцами, деятельность и 
		подвиги героев и богатырей, основание городищ, поселений и городов, 
		происхождение и появление различных форм и видов хозяйства и культуры, 
		социальных явлений, участие в общественно-политических событиях в 
		различные периоды и другое. Сказки (йомак, шая) в аллегорической 
		форме повествуют о социальной жизни народа, бытовых взаимоотношениях 
		людей, восхваляют положительные и высмеивают отрицательные их качества и 
		поступки, выражают торжество добра над злом.  
		Значительное место в 
		устном народном творчестве марийцев занимал обрядовый фольклор. 
		Обрядовый фольклор был тесно связан с различного рода торжествами: 
		календарными праздниками, свадебными церемониями, похоронно-поминальными 
		обрядами, проводами на военную службу и т.п. Эти события сопровождались 
		специально приуроченными для них песнями, плясками, музыкой, 
		заклинаниями. Обрядовые песни исполнялись под особую, в каждом случае 
		определенную мелодию, нередко в музыкальном сопровождении.  
		Песни (муро, мыры) 
		- самый распространенный и наиболее самобытный жанр марийского 
		фольклора. В них народ поэтично воспевал родной край и его природу, 
		выражал чувства радости, надежды и горя. Песни сопровождали трудовую 
		деятельность, праздничные торжества, игры и развлечения, семейные 
		обряды. Различаются трудовые, бытовые, гостевые, свадебные, сиротские, 
		рекрутские, поминальные, песни-раздумья и другие. Характерной 
		особенностью марийских песен является двухчастное построение образных 
		выражений на основе сравнения или противопоставления: за изображением 
		природного явления воспроизводится выражение чувства, состояния души или 
		действия личности.  
		Особенно богаты и 
		разнообразны по репертуару и мелодике свадебные песни, как и весь 
		свадебный фольклор. Во время свадьбы свадебные чины должны были 
		исполнять песни, посвященные конкретным лицам, участникам и гостям со 
		стороны невесты. Основную песенную нагрузку несли женщины-участницы 
		обряда (сÿан-вате) со стороны жениха. В своих песнях они извещали 
		о цели приезда, описывали путь следования, песнями выкупали место за 
		столом, выражали благодарность хозяевам и их родне за прием, угощение и 
		воспитание невесты, отдавали должное ей самой. Они непременно воздавали 
		хвалу своей округе и деревне, жениху, его родителям и их хозяйству, 
		выражали пожелания здоровья, счастья, достатка и многочисленного 
		потомства молодоженам.  
		Строю народной песни 
		соответствуют марийские музыкальные инструменты. Наиболее 
		распространенными из них были: из духовых - свирель (шиялтыш), 
		деревянные трубы, обмотанные берестой (пуч), волынка с пузырем (шÿвыр), 
		глиняные свистульки (шун шÿшпык); из струнных щипковых - гусли (кÿсле, 
		карш), скрипка (ковыж), из ударных - барабан (тÿмыр). 
		В XIX веке получили распространение гармони.  
		Инструментальная 
		музыка марийцев была тесно связана с семейной и религиозной обрядностью, 
		с песенно-танцевальным творчеством. Под волынку в сопровождении барабана 
		наигрывали песенные и танцевальные мелодии во время праздников и свадеб, 
		ритуальные - на поминках, во время осмотра всходов после посева. 
		Волынщики (шÿвыро) 
		считались самыми дорогими и почетными лицами на праздниках и обрядах, 
		выполняющими общественный долг, за что награждались вышитыми рубашками 
		или полотенцами. Особенно престижным считалось участие волынщика в 
		качестве свадебного чина. Наиболее популярные волынщики за свою жизнь 
		играли на десятках свадеб, чему свидетельством была масса свадебных 
		полотенец.  
		Песенно-танцевальные 
		мелодии исполнялись также на гуслях, на них играли и женщины. Во время 
		молений в священных рощах гусли использовались для наигрывания 
		ритуальных мелодий. Трубы являлись сигнальным инструментом охотников, 
		пастухов, лесорабочих. Во время праздников Сÿрем и Угинде 
		игра на трубе приобретала ритуальный характер. Среди луговых марийцев 
		известны были девичьи трубы, в которые в свободные от работ летние 
		вечера трубили невесты на выданье. Оригинальным способом исполнения было 
		воспроизведение женщинами и девушками песенных и плясовых мелодий губами 
		с помощью древесного листа или тонкой кожицы бересты.  
		К устному народному 
		творчеству можно отнести заговоры и заклинания, представляющие собой 
		средства магического воздействия на окружающий мир посредством особого 
		рода словесных формул. Они имели различную направленность: 
		предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную 
		(для приворота), а также противоположного к ним действия. Словесные 
		изречения заговоров и заклинаний облекаются в тонкие эпитеты и 
		сравнения. Например, чтобы предохранить от порчи {локтыш) или 
		кратковременности жизни, обеспечить долгий век личности, произносили 
		длинный монолог над заговариваемым предметом (еда, напиток): "Когда 
		колдун сможет укоротить век Бога, только тогда пусть возьмет душу 
		(данной личности)". Далее следует перечисление других природных объектов 
		- земли, моря, молнии, радуги, ветра, облаков, одновременно 77 видов 
		птиц и деревьев, 77 людей, вечное бытие и жизнь которых колдун должен 
		будет суметь отнять, чтобы обречь на преждевременную смерть конкретно 
		заговариваемого человека. Завершается заговор пожеланием: "Как тает 
		масло, лед, растворяется мед, рассеиваются и тают облака, радуга, 
		иней... пусть так же тает, уходит, не достигает успеха порча, насылаемая 
		колдуном".  
		Многочисленные словесные 
		формулы произносились при заговорах на любовь, чтобы "присушить" душу и 
		сердце, обеспечить взаимные чувства конкретных партнеров действиями 
		одного из них или третьим лицом. Суть формулы выражалась в перечислении 
		набора образных явлений или предметов, сравниваемых с чувством симпатии 
		и любви. Так, в одном из заговоров произносились следующие изречения: 
		"Как разгорается огонь, занимается заря, светит солнце... пусть так же 
		разгорается (светит) чувство его любви ко мне". В другом случае 
		приводятся следующие сравнения: "Как солнце (луна) вращается вокруг 
		земли, как хмель обвивается вокруг жерди, колесо вращается вокруг оси, 
		мельничный жернов крутится относительно другого, как молоко (вода) 
		закипает и обращается внутри котла, так и его душа, сердце пусть 
		вращаются, обвиваются вокруг меня, прикипают ко мне". Используются и 
		такие формулы: "Как 77 видов цветов расцветают, 77 видов плодов зреют, 
		как чело, печи и лавка, пара столбов изгороди... обращены друг к другу, 
		пусть так же и его чувства расцветают (зреют), его душа и сердце пусть 
		будут обращены ко мне". При произнесении заговора каждая формула 
		выговаривается полностью отдельным предложением.  
		В послеоктябрьское время 
		фольклор получил развитие в форме художественной самодеятельности. 
		Наиболее популярным остается обрядовый фольклор с его традиционным 
		песенно-танцевальным репертуаром в разнообразном музыкальном 
		сопровождении. Наряду с песнями, популярными стали частушки в 
		сопровождении гармони и баяна. В последние десятилетия при сельских и 
		городских Домах культуры, в различных производственных коллективах и 
		учебных заведениях возникли фольклорные ансамбли, в репертуаре и 
		исполнении которых развиты и возрождены традиционные песни, пляски, игры 
		и музыкальные инструменты. Первый в республике фольклорный ансамбль "Марий 
		памаш" ("Марийский родник") проложил дорогу и за пределы страны, 
		ознакомил с марийским народным творчеством и искусством ряд европейских 
		стран от Финляндии до Испании. Вслед за ним в Венгрии, Финляндии и 
		Эстонии побывали и другие фольклорные коллективы.  
		С образованием марийской 
		автономии были созданы условия для развития профессиональной культуры и 
		искусства: печати и литературы, театра и музыки, живописи, скульптуры и 
		архитектуры.  |