Устное народное
творчество марийцев богато по содержанию, разнообразно по видам и
жанрам. Возникшее в глубокой древности, оно выражало думы и чаяния
людей, их практический ум и смекалку. В нем нашли отражение реальные
исторические события, эпические сюжеты, обычаи и обряды, мифологические
представления и многие другие стороны жизни народа.
В легендах и преданиях (тошто
ой) нашли отражение различные моменты этнической и
социально-политической истории: расселение и миграции, взаимоотношения с
соседними племенами и народами, сражения с чужеземцами, деятельность и
подвиги героев и богатырей, основание городищ, поселений и городов,
происхождение и появление различных форм и видов хозяйства и культуры,
социальных явлений, участие в общественно-политических событиях в
различные периоды и другое. Сказки (йомак, шая) в аллегорической
форме повествуют о социальной жизни народа, бытовых взаимоотношениях
людей, восхваляют положительные и высмеивают отрицательные их качества и
поступки, выражают торжество добра над злом.
Значительное место в
устном народном творчестве марийцев занимал обрядовый фольклор.
Обрядовый фольклор был тесно связан с различного рода торжествами:
календарными праздниками, свадебными церемониями, похоронно-поминальными
обрядами, проводами на военную службу и т.п. Эти события сопровождались
специально приуроченными для них песнями, плясками, музыкой,
заклинаниями. Обрядовые песни исполнялись под особую, в каждом случае
определенную мелодию, нередко в музыкальном сопровождении.
Песни (муро, мыры)
- самый распространенный и наиболее самобытный жанр марийского
фольклора. В них народ поэтично воспевал родной край и его природу,
выражал чувства радости, надежды и горя. Песни сопровождали трудовую
деятельность, праздничные торжества, игры и развлечения, семейные
обряды. Различаются трудовые, бытовые, гостевые, свадебные, сиротские,
рекрутские, поминальные, песни-раздумья и другие. Характерной
особенностью марийских песен является двухчастное построение образных
выражений на основе сравнения или противопоставления: за изображением
природного явления воспроизводится выражение чувства, состояния души или
действия личности.
Особенно богаты и
разнообразны по репертуару и мелодике свадебные песни, как и весь
свадебный фольклор. Во время свадьбы свадебные чины должны были
исполнять песни, посвященные конкретным лицам, участникам и гостям со
стороны невесты. Основную песенную нагрузку несли женщины-участницы
обряда (сÿан-вате) со стороны жениха. В своих песнях они извещали
о цели приезда, описывали путь следования, песнями выкупали место за
столом, выражали благодарность хозяевам и их родне за прием, угощение и
воспитание невесты, отдавали должное ей самой. Они непременно воздавали
хвалу своей округе и деревне, жениху, его родителям и их хозяйству,
выражали пожелания здоровья, счастья, достатка и многочисленного
потомства молодоженам.
Строю народной песни
соответствуют марийские музыкальные инструменты. Наиболее
распространенными из них были: из духовых - свирель (шиялтыш),
деревянные трубы, обмотанные берестой (пуч), волынка с пузырем (шÿвыр),
глиняные свистульки (шун шÿшпык); из струнных щипковых - гусли (кÿсле,
карш), скрипка (ковыж), из ударных - барабан (тÿмыр).
В XIX веке получили распространение гармони.
Инструментальная
музыка марийцев была тесно связана с семейной и религиозной обрядностью,
с песенно-танцевальным творчеством. Под волынку в сопровождении барабана
наигрывали песенные и танцевальные мелодии во время праздников и свадеб,
ритуальные - на поминках, во время осмотра всходов после посева.
Волынщики (шÿвыро)
считались самыми дорогими и почетными лицами на праздниках и обрядах,
выполняющими общественный долг, за что награждались вышитыми рубашками
или полотенцами. Особенно престижным считалось участие волынщика в
качестве свадебного чина. Наиболее популярные волынщики за свою жизнь
играли на десятках свадеб, чему свидетельством была масса свадебных
полотенец.
Песенно-танцевальные
мелодии исполнялись также на гуслях, на них играли и женщины. Во время
молений в священных рощах гусли использовались для наигрывания
ритуальных мелодий. Трубы являлись сигнальным инструментом охотников,
пастухов, лесорабочих. Во время праздников Сÿрем и Угинде
игра на трубе приобретала ритуальный характер. Среди луговых марийцев
известны были девичьи трубы, в которые в свободные от работ летние
вечера трубили невесты на выданье. Оригинальным способом исполнения было
воспроизведение женщинами и девушками песенных и плясовых мелодий губами
с помощью древесного листа или тонкой кожицы бересты.
К устному народному
творчеству можно отнести заговоры и заклинания, представляющие собой
средства магического воздействия на окружающий мир посредством особого
рода словесных формул. Они имели различную направленность:
предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную
(для приворота), а также противоположного к ним действия. Словесные
изречения заговоров и заклинаний облекаются в тонкие эпитеты и
сравнения. Например, чтобы предохранить от порчи {локтыш) или
кратковременности жизни, обеспечить долгий век личности, произносили
длинный монолог над заговариваемым предметом (еда, напиток): "Когда
колдун сможет укоротить век Бога, только тогда пусть возьмет душу
(данной личности)". Далее следует перечисление других природных объектов
- земли, моря, молнии, радуги, ветра, облаков, одновременно 77 видов
птиц и деревьев, 77 людей, вечное бытие и жизнь которых колдун должен
будет суметь отнять, чтобы обречь на преждевременную смерть конкретно
заговариваемого человека. Завершается заговор пожеланием: "Как тает
масло, лед, растворяется мед, рассеиваются и тают облака, радуга,
иней... пусть так же тает, уходит, не достигает успеха порча, насылаемая
колдуном".
Многочисленные словесные
формулы произносились при заговорах на любовь, чтобы "присушить" душу и
сердце, обеспечить взаимные чувства конкретных партнеров действиями
одного из них или третьим лицом. Суть формулы выражалась в перечислении
набора образных явлений или предметов, сравниваемых с чувством симпатии
и любви. Так, в одном из заговоров произносились следующие изречения:
"Как разгорается огонь, занимается заря, светит солнце... пусть так же
разгорается (светит) чувство его любви ко мне". В другом случае
приводятся следующие сравнения: "Как солнце (луна) вращается вокруг
земли, как хмель обвивается вокруг жерди, колесо вращается вокруг оси,
мельничный жернов крутится относительно другого, как молоко (вода)
закипает и обращается внутри котла, так и его душа, сердце пусть
вращаются, обвиваются вокруг меня, прикипают ко мне". Используются и
такие формулы: "Как 77 видов цветов расцветают, 77 видов плодов зреют,
как чело, печи и лавка, пара столбов изгороди... обращены друг к другу,
пусть так же и его чувства расцветают (зреют), его душа и сердце пусть
будут обращены ко мне". При произнесении заговора каждая формула
выговаривается полностью отдельным предложением.
В послеоктябрьское время
фольклор получил развитие в форме художественной самодеятельности.
Наиболее популярным остается обрядовый фольклор с его традиционным
песенно-танцевальным репертуаром в разнообразном музыкальном
сопровождении. Наряду с песнями, популярными стали частушки в
сопровождении гармони и баяна. В последние десятилетия при сельских и
городских Домах культуры, в различных производственных коллективах и
учебных заведениях возникли фольклорные ансамбли, в репертуаре и
исполнении которых развиты и возрождены традиционные песни, пляски, игры
и музыкальные инструменты. Первый в республике фольклорный ансамбль "Марий
памаш" ("Марийский родник") проложил дорогу и за пределы страны,
ознакомил с марийским народным творчеством и искусством ряд европейских
стран от Финляндии до Испании. Вслед за ним в Венгрии, Финляндии и
Эстонии побывали и другие фольклорные коллективы.
С образованием марийской
автономии были созданы условия для развития профессиональной культуры и
искусства: печати и литературы, театра и музыки, живописи, скульптуры и
архитектуры. |