Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую
древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями,
лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, создаванными
преимущественно на основе пережитых народом исторических событий.
Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей,
отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви
молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной
фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.
Они глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в
изложении, пронизаны призывом к единству, стойкости духа, настойчивости,
упорству во имя достижения поставленной цели.
Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его
мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский фольклор уникален, он
включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть
которых характерна только для казахского устного народного творчества.
Он неисчерпаем: здесь есть не только героические сказания,
лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, любовные и
обрядовые песни, философские размышления, посвящения, поучительные
сказки, но и остроумные поговорки, загадки, афоризмы, пословицы,
прощальные, колыбельные и погребальные напевы, заговоры и заклинания,
дающие полное представление о народном бытие, народном миропонимании
казахов.
Разнообразны формы народного стихосочинительства. Это
связано с тем, что ни одно событие, ни один праздник в казахской семье
не обходился без песни. На свадьбах, например, исполнялся "Жар-жар" -
проводы невесты в форме хорового пения с ведущими как со стороны
девушек, так и со стороны парней - сверстников новобрачных. Другая
ритуальная песня "Сынсу" - прощание с родным очагом - исполнялась
невестой перед выездом свадебной процессии из аула. В ауле жениха
певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня "Беташар" для
ознакомления невесты с его родственниками. Характеризуя в стихах каждого
из почтенных родственников, он призывал невесту отдать поклон в его
честь, относиться к нему уважительно, как подобает достойной невестке.
"Жоктау" - плач по усопшему. По установившейся традиции
его исполняли женщины на поминках, устраиваемых в день смерти родича, в
день его похорон, через семь дней, сорок дней, год и четыре года после
смерти.
Все это результат усилий безымянных творцов казахского
фольклора, шлифовавших исконно народные произведения на протяжении
веков. В силу того обстоятельства, что они передавались из уста в уста,
из поколения в поколение, эти произведения изменялись и дополнялись.
Единение народа - главная цель всех героических
сказаний, главными персонажами которых выступают батыры. Их жены
оказываются в роли умных помощниц, советчиц, как, например, Кортка в
"Кобланды", Акжунус в "Ер-Таргыне", наравне с мужьями разделяют все
невзгоды жизни, ведут борьбу. Герои терпят невероятные трудности,
лишения, но в конце концов выходят победителями.
Лирико-эпические поэмы "Кыз-Жибек", "Козы-Корпеш -
Баян-Сулу" сходны между собой по содержанию, поИллюстрация к эпосу
"Кыз-Жибек" (А. Дузельханов, 1988) теме и развертыванию событий, для их
жанра характерны социально-бытовая направленность, любовная лирика. А в
поэме "Айман-Шолпан" все явления жизни и быта тогдашнего казахского
общества изображаются реально, без особой гиперболичности.
В лирико-эпических поэмах, не жалея красок, с особенной
любовью авторы воспевают красоту девушки, находят ей сравнения и эпитеты
из окружающей среды.
Будто белый сокол, она
На перчатке ловчей была.
Несомненной красотой,
Словно утренний снег бела.
Так воспевается красота девушки в поэме "Камбар и
Назым".
Разнообразна тематика казахской сказки, особенно
волшебной, представляющей во многом синкретическую форму. Здесь можно
обнаружить наряду с волшебными повествованиями космогонические,
генеалогические, топонимические сказания, предания, легенды. Популярными
героями казахских сказок являются Алдар-Косе и Жиренше - острословы и
шутники, которые ловко проводят своих противников.
Пословицы, поговорки, загадки, афоризмы у казахов несут
в себе большую воспитательную нагрузку.
Выдающимся памятником устного народного творчества
является "Кырык отирик" - "сорок небылиц", не поддающийся до сих пор
точному переводу на русский и другие языки. Жесток нрав
ханов-властелинов. Один из них то ли из-за безделья, то ли из честолюбия
извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ
и споет сорок куплетов стихов-небылиц собственного сочинения, будет
достоин руки его единственной дочери и сана великого везира. Многие
сложили головы из-за правдоподобия сказанного. И лишь мальчик-пастушок
выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум,
находчивость за сорок своих небылиц.
Распространителями и популяризаторами народного
творчества в прошлом были:
-
жыршы - сказитель, который мог спеть целую поэму на память,
пользуясь при этом традиционными приемами народного исполнительства,
импровизации, демонстрируя одновременно виртуозную игру на народных
инструментах. Таким был Мурын-жырау (1860-1954), владевший
феноменальной памятью, талантом актера "театра одного исполнителя",
пел на память и эмоционально рассказывал содержание целой серии
эпических поэм "О сорока батырах" - памятника устного народного
творчества XIV-XVII вв., записи которых хранятся ныне в редком фонде
Национальной Академии наук Казахстана;
-
анши - певец, достигший высоты исполнительного мастерства на
народной основе. Такими были Биржан-сал, Ахан-серэ, Балуан-шолак,
Мади, Ибрай и др. А вот Амре Кашаубаеву - выдающемуся казахскому
певцу суждено было спеть на домбре такие сложные, требующие
сценического воплощения и высокого профессионального мастерства
песни как "Агаш аяк", "Жалгыз арша", "Смет", "Уш дос" на Всемирных
выставках в Париже (1925 ), во Франкфурте-на-Майне (1927);
-
акын - певец, обладающий искусством импровизации.
Большой популярностью всегда пользовались айтысы акынов - поэтические
состязания певцов-импровизаторов, которые собирались большое количество
любителей народной поэзии. На айтысе с представителем противоположной
стороны акын восхвалял свой род, его людей, мгновенно слагая свои
импровизации. Другой тоже приводил в пример достоинство и доблести своих
сородичей, их щедрость и сердечность. Приз доставался тому, кто выходил
победителем из этого состязания в стихах.
Большой популярностью среди народа пользовался среди
народа великий казахский акын Жамбыл (1846-1945). |