Немцы в городе
Из архива архитектора Б.А. Балеевского
В строительстве Новокузнецка-Сталинска принимали участие как минимум
двое немецких архитекторов - всем известный Эрнст Май и Герхард Коссель.
Последний после войны был в ГДР министром строительства и президентом
Академии архитектуры. О деятельности Эрнста Мая в нашем городе известно
почти все. О работах Герхарда Косселя значительно меньше. Сегодня мы
попробуем заполнить этот пробел.
Герхард Коссель прибыл в Новокузнецк через два года
после Мая - в октябре 1932 года. Причины его отъезда из Германии носили
политический характер - Коссель не принял идеи нацистов. В своей книге "Gerhard
Kosel - Unternehmen Wissenschaft- Henshelven lad Kunst und Geselxchaft,
Berlin, 1989 г.) автор сообщает, что уже на 2-й день "получил бюро в
деревянном доме". "Получил бюро" здесь означает: был принят в группу
проектирования Соцгорода, заведующим которой был Н.В. Фризель. В книге
есть фотопортрет Косселя: гладко выбритый блондин в меховом треухе и пол
у распахнутом овчинном полушубке. Под полушубком светлая рубашка с
темной бабочкой, руки в карманах. Подпись: "Kusnezkstroj. Architekt und
Bauleiter Gerchard Kosel". "Bauleiter" в переводе, означает руководитель
строительства, по-русски - прораб.
Первой работой Косселя станет проект здания городского
театра. Среди фотоиллюстраций архитектора Косселя есть запечатлевшие ход
строительства гортеатра (рабочие на лесах и кладка шлакобетонных блоков)
и его главный фасад (козырек-трибуна с ограждением из труб. Впереди
большой портрет Сталина в рост в шинели, фуражке и в сапогах. Над ним
крупный муляж - Ленин перед микрофоном с высокоподнятой правой рукой.
Лозунг: "Да здравствует союз рабочих и крестьян, строящих коммунизм").
Театр был одним из важнейших соцкультобъектов города,
поэтому ход его строительства находился под постоянным контролем. 26
августа 1933 года президиум Сталинского горсовета выносит постановление:
"В целях стимулирования срока сдачи и качества отделки выделить премию
10 тысяч рублей с передачей этой суммы начальнику строительства".
В сентябре того же 1933 года Герхард Коссель был
отмечен почетным званием ударника 2-й пятилетки как "активно проявивший
себя в борьбе за ударную работу по проектированию Соцгорода".
В качестве противопоставления можно сказать, что
месяцем позже инженер Аппак был отдан под суд с показательным процессом
за срыв учебы в школе ФЗД-2 (прораб Аппак не обеспечил пуск отопления в
школе).
Понемногу Герхард Коссель приобрел в Сталинске
авторитет. Как опытный специалист он присутствует на заседаниях
планировочной комиссии Горкомхоза. Вот выдержка из протокола
планкомиссии ГКХ от 20 марта 1935 года: "Присутствовали: главный инженер
строительства Соцгорода Эпштейн и Коссель...". Коссель обозначен без
должности, его, видимо, все хорошо знали.
Архитектор Г. Коссель проработает в Сталинске до 1937
года. Потом уедет в Томск, где в политехническом институте будет
преподавать архитектуру. После войны переедет в Москву, где проработает
до 1957 года. Потом вернется в Германию и там станет министром
строительства.
В Новокузнецке Г. Коссель разработал и построил:
-
Гортеатр (театр металлургов), 1933 год.
-
Клуб металлургов (ДКиТ НКМК), 1934 - 36 годы.
-
Почтамт, 1935 год (фасады позднее были переработаны).
-
Сад металлургов, 1934 год (по эскизам Гуревича).
-
Макет входа со скульптурами рабочих (глина), 1935 год.
-
Разработал рабочую документацию (по эскизам братьев Весниных) блока
из двух общежитий с кафе-столовой типа дома-коммуны (перекресток
улицы Кирова с проспектом Металлургов, кафе-столовую снесут в 1950
году при строительстве общежития КМК. Дом № 202, где располагался
первый универмаг, был снесен в 2004 году), 1935 год.
Об авторстве. Под своей фотогра¬фией ДК КМ К Коссель поместил подпись:
Novokusnezk, Klub der Metallurgen. Architekten: W.Schutte, D. Umanski,
Gerhard Kosel, 1934. В . переводе это означает: архитекторы: В. Шютте,
Д. Уманский, Герхард Коссель. Но вот в широко известной книге "Сталинск",
1954 года, ее ' авторы Б. Светличный и Н. Габелко, под фотографией клуба
метал- , лургов указывают другие фамилии: Е.Я. Уманский, Е.Я. Лихер.
Лихер здесь вместо Шютте и Косселя.
Какой подписи следует довериться? Б. Светличный и Н.
Габелко прибыли в Сталинск только в октябре 1947 года. Помните, главный
архитектор города Г. Шкрядо был снят с должности 5 августа 1947 года, а
вместо него в октябре 1947 года на эту должность утвержден Н. Габелко? К
этому времени Г. Косселя в городе не было уже десять лет, и Н. Гобелко,
конечно, не мог знать его. Немецкого архитектора хорошо знал Г. Шкрядо,
который сам поучаствовал в сооружении ДК КМ К, спроектировав для него
прекрасный читальный зал. Но, очевидно, мнение снятого с работы главного
городского архитектора Г. Шкрядо авторов книги не заинтересовало
Эта ошибка авторов книги "Сталинек" (а мы более склонны
думать, что это именно ошибка Д. Светличного и Н. Габелко, нежели
фальсификация Г. Косселя) так и переходит с тех пор из одного
краеведческого документа в другой. Даже в постановлении Совета министров
.РСФСР от 4.12.1974 года о постановке на государственную охрануавторами
значатся Лихер и Уманский. Косселя и Шютте словно и не бывало.
Но вернемся к предзаводской территории. 29 мая 1932
года Президиум Западно-Сибирского крайисполкома принял постановление "в
1932 начать и в 1933 году закон¬чить постройку в Сталинске детских ТЮЗа,
клуба, библиотеки...". Вначале о детском доме культуры.
Специально для ДДК здание не строилось. Здание, в
котором позже ДДК разместился, первоначально было построено - для кого?
Пока ни для каких целей, ни кем проектировалось, ни в какое время
построено, выяснить, пишет в своих заметках архитектор Б.А. Балеевский,
не удается (характерная черта Кузнецкстроя - облекать пеленой
таинствен¬ности некоторые дела. Были, видимо, тому причины).
Скорее всего, изначально это был некий "дом ЦРК",
о котором в плане строительных работ по Нижней ( колонии упомянет еще в
1929 году начальник строительного отдела Кузнецкстроя А.Д. Крячков.
Таинственный "дом ЦРК" всплывет еще раз в 1934 году в рапорте
заведующего горкомхозом Машинистова в связке с домом УРСа (управления
рабочего снабжения) - это один и тот же дом.
В 1933 году начальник Кузнецкстроя СМ. Франкфурт
приказывает в этом доме открыть технический музей. Но уже через полтора
года новый директор КМЗ К.И. Бутенко издает свой приказ о переселении
УРСа и техмузея из занимаемого ими помещения, а само помещение
отремонтировать и переоборудовать под Детский дом культуры. Правда,
пройдет еще полтора года, прежде чем этот ДДК начнет действовать.
Случится это уже в 1936 году. Здесь директор К.И. Бутенко проявил себя
дальновидным руководителем: во-первых, выполнил распоряжение I
крайисполкома, а во-вторых, дал возможность детям кузнецкетроевцев
культурно развиваться. Тем более что для технического музея, экспонатов
еще не набрали.
Театр юного зрителя (ТЮЗ) тоже появится в городе весьма
своеобразно. Задача была поставлена крайисполкомом недвусмысленно:
начать и окончить строительство детских объектов. Но строительство новых
зданий - это проект, освоение площадки, возведение здания, его
оборудование. Молодой директор КМ К уже знал, во что обходится только
подготовка территории. Решение проблемы тоже было найдено "на стороне".
Еще в декабре 1929 года, выступавшие на бюро крайкома
ВКП(б) руководители стройки поставили вопрос о создании на "Кузнецкстрое"
ВТУЗа по типу школы-завода для создания кадров рабочих, техников,
инженеров. Сразу после совещания была дана заявка обществу архитекторов
Ленинграда на разработку чертежей зданий фабзавуча, столовой,
амбулатории, лаборатории, гаража и пр.
Место под школу-завод выбрал еще Э. Май, с "лицевой"
стороны рудного двора доменного цеха. Здесь и был выстроен длинный
трехэтажный корпус, ставший своеобразной подпоркой стены рудного двора.
У него-то и изъял часть директор Бутенко под театр юного зрителя.
Перестройка обошлась комбинату в 379 тысяч рублей. Действовать ТЮЗ начал
с 1 июня 1936 года и просуществовал до конца 1941 года. В послевоенный
период использовался как киноклуб, а также как место проведения
различных конференций и, конечно, детских утренников и новогодних елок.
Владимир Валиулин |