Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье около
рубежа нашей эры, в связи с продвижениями кочевых племён
Северо-Восточной и Центральной Азии. Со времени вхождения Средней Азии в
состав Тюркского каганата (VI век) численность тюркоязычного населения
стала возрастать. В последующие века основным этнокультурным процессом
было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного
населения. Процесс формирования этноса, впоследствии ставшего
именоваться узбеки, особенно активизировался в XI-XII вв., когда Средняя
Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых
династией Караханидов. Новая волна тюркских, а также монгольских племён
влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания
XIII века. Завершение формирования этноса связано со временем правления
Тимура и первых Тимуридов (вторая половина XIV-XV вв.). Этноним узбеки
утвердился значительно позднее, после ассимиляции в её среде
дештикыпчакских узбеков (название кочевников Золотой Орды со времён хана
Узбека, XIV век), пришедших в конце XV-XVI вв. во главе с Шейбани-ханом
из степей Казахстана.
К началу XX века в составе узбеков выделялись три
большие субэтнические группы: сарты - древнее оседлое население оазисов;
тюрки - сохранявшие полукочевой быт потомки домонгольских тюркских
племён Среднеазиатского междуречья, смешавшиеся со средневековыми
огузами и тюрко-монгольскими племенами, пришедшими в составе войск
Чингисхана; узбеки - потомки дештикыпчакских племён, переход которых к
оседлости завершился лишь к началу XX века. Первая группа численно
преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая
группа по численности значительно уступала двум другим. После
присоединения среднеазиатских ханств к России в XIX веке процесс
национальной консолидации узбеков значительно усилился. В 1924
образовалась Узбекская ССР, с 1991 - Республика Узбекистан.
Традиционными занятиями узбеков в оазисах были
многоотраслевое ирригационное земледелие, ремёсла и торговля. В
земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с
примитивными орудиями (омач, кетмень и др.) и архаической ирригацией.
Возделывали главным образом зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго,
кукуруза, просо), зернобобовые (маш, лобия, горох, чечевица), овощные
(морковь, редька, репа, свёкла, редис, лук, перец красный, кориандр и
др.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная), масличные
(кунжут, лён, сафлор), садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша,
яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и др.), кормовые (люцерна),
технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с
зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их
употребляли как в свежем, так и в сушёном и вяленом виде. Эти продукты
находили широкий сбыт на местных рынках, особенно у полукочевого
населения. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной
культурой в ещё большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и
шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие
работы выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе
хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также
дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и
неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лён, бахчевые, а
также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими вкусовыми
качествами, находила широкий сбыт в городах.
Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело
лишь потребительское значение; здесь держали (главным образом на
стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей,
ослов), минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного
(откармливали несколько голов курдючных баранов). В Бухарском и
Каршинском оазисах богатые люди, нанимая чабанов, разводили на отгонных
пастбищах в степи каракульских овец, шкурки новорождённых ягнят которых
шли на вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, были в
основном из среды оседлого населения - узбеков и таджиков. В предгорной
и особенно в степной зонах у полукочевых узбеков скотоводство было одним
из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное
направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили
главным образом для собственных нужд. Верблюды использовались и для
купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским - ведение
молочного хозяйства (заготовка масла и сыра), обработка шерсти и шкур и
изготовление различных изделий из них (кошмы, ковры, паласы, торбы,
перемётные сумы, скатерти, попоны и др.).
В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были
представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное,
ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.),
а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников
женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя
полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё
одежды, вышивание, ковроткачество и др.).
С 1960-х гг. результаты реорганизации сельского
хозяйства были противоречивыми. Механизация и химизация земледелия,
введение новых сортов и новой агротехники, хотя и повысили
производительность труда и урожайность, но привели к утрате многих
достижений веками разработанной народом агротехники и селекции.
Монокультура хлопчатника в земледелии орошаемой зоны отрицательно
сказалась на других культурах и на содержании скота, что привело к
резкому ухудшению питания населения.
Строительство крупных водохранилищ в Голодной степи,
Центральной Фергане, Каршинской и Шерабадской степях позволило расширить
площади посевов хлопчатника, но вместе с тем имело тяжкие последствия:
оно ускорило гибель Арала, уменьшило площадь пастбищ для выпаса овец,
вынудило для освоения новых земель переселить горцев в знойные степи.
Адаптация их к новым условиям протекала тяжело. Переселение горцев
повлекло за собой и утрату их традиционной культуры, их хозяйственных
навыков. Подобно тому как монокультура хлопчатника отрицательно
сказалась на других отраслях земледелия, так примат каракулеводства
(ради экспорта смушек) в овцеводстве привёл к утрате или порче ценных
мясо-сальных пород овец (гиссарской, джайдари), выведенных трудом многих
поколений
узбекских овцеводов, а также резко ухудшил уровень жизни населения.
На формирование особенностей быта узбеков оказали
глубокое воздействие общинные традиции - выработанные веками навыки
организации коллективных работ, твёрдые правила земле- и
водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях
сложились квартальные общины и объединения ремесленников по профессиям.
Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и
родственными узами. У полукочевых узбеков, сохранявших родо-племенное
деление, община внешне имела форму родовой. Однако как соседской, так и
«родовой» общине было свойственно глубокое социальное расслоение.
Устойчивости общинных традиций способствовала неразделённая семья,
когда, стремясь не дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не
выделяли. Чтобы избежать расходов на калым и приданое, практиковались
кузенные браки и притом ранние. Отношения в семье зиждились на
подчинении младших старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и
его жены. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно
среди оседлых узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и
квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла,
отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или
женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и
пользовались авторитетом.
Господствующей формой современной семьи является малая
семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы
стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать
друг другу и родителям, с которыми остаётся обычно младший сын. Хорошо
налаженные широкие родственные связи каждая семья по-прежнему считает
своим достоянием и поэтому уделяет большое внимание воспитанию
родственных чувств у детей. Сохраняется и традиция жить в тесном общении
по месту жительства, вне зависимости от родства [кишлак, в крупных
селениях и городах - квартал (махалля)]. Эта традиция превратилась в
одну из черт национальной культуры узбеков, их характера и психологии.
Поэтому в каждой семье придаётся большое значение общественному мнению.
В жилищном строительстве используются, особенно в
сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий
деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных
принадлежностей, посуды и другой утвари.
Пища узбеков состоит из растительных, молочных и мясных
продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной
муки в виде лепёшек. Распространены и готовые хлебные изделия.
Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша,
супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным или коровьим
маслом, квашеным молоком, красным перцем и различными травами.
Излюбленное блюдо - плов. Большое место в питании занимают овощи,
фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток - чай, чаще зелёный.
Национальный колорит сохраняют посуда и застольный этикет.
Семейные обряды сохраняют национальную специфику.
Однако многие из них потеряли своё былое магическое значение и
совершаются ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их
месте возникли и закрепились новые (например, ежегодное празднование дня
рождения, торжественная регистрация брака и др.). Высокого развития
достигли традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство,
чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу,
резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отдельных
историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное
народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки).
Популярны народные театр и цирк - выступления острословов, кукольников,
канатоходцев. Развивается профессиональная культура.
|