Письменность с XIV века на основе кириллицы. Распространены также
русский (преимущественно на Юге и Левобережье, особенно среди горожан),
а на Западной Украине среди пожилых людей - польский языки. Верующие
украинцы - в основном православные, принадлежащие к Украинской
православной церкви (Московского патриархата), в меньшей мере - к
Украинской православной церкви - Киевский патриархат и Украинской
автокефальной православной церкви. На Западной Украине имеются также
католики. 90% их - католики византийского обряда (греко-католики,
униаты), остальные - католики латинского обряда. Известен также
протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма и др.
Украинцы вместе с близкородственными русскими и
белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём
составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки)
этнографические группы. Становление украинской народности (зарождение и
формирование) произошло в XII-XV вв. на основе юго-западной части
восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского
государства - Киевской Руси (IX-XII вв.). В период политической
раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка,
культуры и быта (в XII веке появился и топоним «Украина») создались
предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх
восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского.
Основным историческим центром становления украинской народности было
Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую
интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома
золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая
святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели
другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь,
Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с
XIII века украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и
молдавскому завоеваниям. С конца XV века начались набеги утвердившихся в
Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым
пленением и угоном украинцев. В XVI-XVII вв. в ходе борьбы с иноземными
завоевателями украинская народность существенно консолидировалась.
Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (XV век),
создавшего государство (XVI век) со своеобразным республиканским строем
- Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом украинцев. В XVI
веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык.
На основе среднеприднепровских говоров на рубеже XVIII-XIX вв.
сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.
Определяющими моментами этнической истории украинцев
XVII века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в
городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в
результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого
украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах
автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего
объединения всех украинских земель. В XVII веке произошло перемещение
значительных групп украинцев из находившегося в составе Польши
Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения
ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины.
В 90-х гг. XVIII века в состав России вошли Правобережная Украина и
южные, а в первой половине XIX века - придунайские украинские земли.
Название "Украина", употреблявшееся ещё в XII-XIII вв.
для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к
XVII-XVIII вв. в значении "краина", т. е. страна, закрепилось в
официальных документах, получило массовое распространение и послужило
основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися
первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки",
"козацкий народ", "руськи". В XVI - начале XVIII вв. в официальных
документах России украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто
назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время -
"малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".
Особенности исторического развития различных территорий
Украины, их географические различия обусловили возникновение
историко-этнографических районов украинцев - Полесье, Центральное
Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую
и самобытную национальную культуру.
Основная традиционная отрасль сельского хозяйства
украинцев - пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним
ещё в XIX веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и
переложное). Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс,
коноплю, лён; с конца XVII века - кукурузу, табак, со второй половины
XVIII века - подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту,
огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с
начала XIX века - помидоры и перец. Для украинцев издавна характерно
приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина,
смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).
Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из
деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и
многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно
рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга
и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка,
чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская).
Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили
цепом, на юге - также катком и лошадьми, изредка молотильной доской
диканей, на открытых токах в поле, в Полесье - в гумне и клуне; в
северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно перерабатывалось на
водяных и лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а
также на ветряках и так называемых топчаках.
Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно
серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу.
Преобладали выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса
животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль.
Колоритной была фигура чумака - перевозчика грузов на большие
расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах, запряжённых
волами. Значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы и
ремёсла - ткачество, поташный, гутный (производство стекла), гончарный,
сукновальный, деревообрабатывающий, кожевенный и др.
Традиционные сельские поселения - сёла, слободы, хутора
уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище
дореволюционного крестьянства - избы (хаты), глинобитные или срубные,
побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата - сени -
хата или хата - сени - комора), а в бедняцких хозяйствах -
однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также
из камыша или дранки крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной
Галиции жилище оставалось вплоть до начала XX века курным или полукурным.
При наличии в различных историко-этнографических районах локальных
особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в хату
справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной
стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном, украшенном
вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда
- сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль, накрытые скатертью.
Вдоль стен от стола располагались лавы для сиденья. К печи вдоль тыльной
стороны примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка).
На стене или в углу при входе устраивался "миснык" для посуды.
Противоположная от входа стена, а также печь часто разрисовывались
цветами, особенно если в семье была девушка. Крестьянский двор включал в
зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных
построек: хлив, повитку, комору, на юге - загончики для скота и т. п.
Украинцы жили также в многочисленных городах и местечках. Жилище бедных
горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах,
нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня,
опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных.
Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская
одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой
или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с XIX века
сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки,
киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг
головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из
бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки),
полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки.
Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым
воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки
и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время
- войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек),
цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из
сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных -
сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу
- однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого
белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В
дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные
тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном.
Характерны богатая вышивка, аппликация и т. п.
Пища сильно различалась у разных слоёв населения.
Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки,
разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники,
пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в
пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была
доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное
сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные
маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как
узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе
популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены
были каши - кутя и колыво с мёдом.
В общественной жизни украинского села до конца XIX века
сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место
занимала соседская община - громада. Характерны были многие традиционные
коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха («парубочи громады»
- объединения неженатых парней; вечорныци и досвитки, новогодние колядки
и щедровки и др.). Господствующей формой семьи украинцев была малая, с
выраженной властью её главы - мужа и отца, хотя вплоть до начала XX
века, особенно в Полесье и в Карпатах, сохранялись остатки большой
патриархальной семьи. Разнообразной была семейная обрядность, родильная,
в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая,
сопровождаемая песнями и танцами. Богато и разнообразно народное
творчество украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища,
вышивка с её традиционными видами - занизування, заволикання и
настилування и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный
фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические
песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и
урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию
большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп
украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для села
последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом
1932-33, сталинскими репрессиями, в результате которых украинцы потеряли
свыше 5 млн. человек.
Тяжёлым испытанием для украинцев явилось нападение в
1941 фашистской Германии. Многие украинские города, сёла и целые районы
были разрушены и сожжены, в результате военных потерь численность
украинцев сократилась. Тяжёлые социально-бытовые и правовые условия
жизни во многих сельских населённых пунктах привели к отливу сельского
населения в города, ликвидации многих деревень. В послевоенный период
проявились некоторые негативные тенденции демографического развития;
приостановился естественный прирост населения. Установка на приоритетное
развитие в культуре интернационального в ущерб национальному привела к
сокращению сферы употребления украинского языка. В то же время в
1960-80-е годы наблюдался быстрый рост научно-технической и гуманитарной
интеллигенции, профессиональной культуры и науки. В 1991 Украина стала
независимым государством, начался процесс расширения сферы употребления
украинского языка в общественной жизни (принятой в июне 1996
Конституцией он признан государственным), активизировались контакты с
украинской диаспорой, часть украинцев из России, Казахстана и других
государств бывшего СССР переселились на Украину. Главным образом по
политическим причинам проявились противоречия между двумя православными
церквями, а также между украинцами западных областей и остальной
Украины.
|