Татары, татар
(самоназвание), народ в России, основное население Татарии. Численность
в России 5522 тыс. человек, в том числе в Татарии 1765,4 тыс. человек,
Башкирии 1120,7 тыс. человек, Удмуртии 110,5 тыс. человек, Мордовии 47,3
тыс. человек, Марийской Республике 43,8 тыс. человек, Чувашии 35,7 тыс.
человек, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Живут также в Казахстане 327,9
тыс. человек, Узбекистане 467,8 тыс. человек, Таджикистане 72,2 тыс.
человек, Киргизии 70,5 тыс. человек, Туркмении 39,2 тыс. человек,
Азербайджане 28 тыс. человек, на Украине 86,9 тыс. человек, в Литве,
Латвии и Эстонии около 14 тыс. человек. Общая численность 6710 тыс.
человек.
Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и
тюркских племён в VI-IX веках, во 2-й половине XIX - начале XX вв. он
закрепился как общий этноним татар. |
|
В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились
покорённые ими племена (в том числе тюркские), называвшиеся "татары". В
XIII-XIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших
в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные
тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Европейские
народы, русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами»
население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после
распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои,
военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из
золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они
сыграли значительную роль в распространении этнонима "татары". После
падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому
способствовали и представления русских, именовавших всех жителей
татарских ханств "татарами". В условиях формирования этноса (во 2-й
половине XIX - начале XX вв.) у татар начался процесс роста
национального самосознания и осознания своего единства. Ко времени
переписи 1926 большинство татар называли себя татарами.
Литовские татары начали формироваться в конце XIV века
на территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой
Орды, позже из Большой и Ногайских Орд.
Сибирские татары сложились в основном из этнических
групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в
свой состав и ассимилированных ими угров. В XVIII - начале XX вв.
усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими.
Во 2-й половине XIX - начале XX вв. в результате
этнокультурных и демографических процессов (раннее вхождение в состав
Русского государства, близость этнических территорий, миграция
волго-уральских татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое и
культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения) происходила
консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый
этнос. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми
группами "общетатарского" самосознания. Среди части сибирских татар
бытовал этноним «бухарцы», астраханских - "ногайцы", "карагаши", у
волго-уральских татар по переписи 1926 татарами себя считали 88%
татарского населения Европейской части СССР. Остальные имели другие
этнонимы (мишар, кряшен, в том числе часть из них — нагайбак, тептяр).
Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость
консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне
сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков и
некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных
татар.
В 1920 образована Татарская АССР (в составе РСФСР),
которая в 1991 преобразована в Республику Татарстан.
Традиционные занятия - пашенное земледелие и
скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу,
просо, полбу, лён и коноплю.
Исконными для татар были торговля и торгово-посреднич.
деятельность. Татары практически монополизировали в крае мелочную
торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. С
XVIII века крупные торговцы у татар главенствовали в операциях со
Средней Азией и Казахстаном.
У татар существовали городские и сельские поселения.
Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их
при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья
характерны были селения малой и средней величины, расположенные в
низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах
преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые
селения татар Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства,
вплоть до конца XIX - начала XX вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы
расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки,
неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными
тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными
группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей.
Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная
линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах с лесостепным и степным
ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде
разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались
многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной
застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д.
В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных
крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки,
магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло
быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и
церкви. На окраине селения располагались бани наземного или
полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы
селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц
ставились полевые ворота (басу капка). Крупные поселения зачастую
являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись
все необходимые для административного функционирования здания.
Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый
двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя -
огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня.
Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в
которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки.
Основной строительный материал - дерево. Преобладала
срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из
глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на
фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами
бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крестьянские семьи
строили трёхкамерные избы со связью (изба - сени - изба). В лесных
районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища
крестообразного плана, "круглые" дома, крестовики и изредка построенные
по городским образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было
освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном
отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым
этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по
традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами)
представляли специфику сельского зодчества казанских татар.
Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные
кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины.
Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами
четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах
применялась самцовая, а в степных - покрытие накатом из брёвен, жердей.
Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в
лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома,
луб, степной - глина, камыш.
Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В
отдельных районах лесной и степной зон иногда - восточный вариант
южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением
устья печи (к входу) и редко у татар-мишарей Окского бассейна -
западнорусская планировка.
Традиционные черты интерьера избы - свободное
расположение печи у входа, почётного места "тур" в середине нар (сэке),
поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен "тур" помещался
по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи
разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую -
гостевую половины.
Основу питания составляла мясо-молочная и растительная
пища - супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из
кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье
- бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и
смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде
блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко
представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из
конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык).
Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык (особый вид
кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт
(разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности
сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во
время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в
воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ (жареная
сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май), - свадебное блюдо и
др.
Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах
до начала XX века существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья
была основана на патриархальных принципах, существовало избегание
женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки
совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались
похищения девушек.
В устном народном творчестве татар представлены эпос,
сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская
музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских
народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты),
кубыз (губной варган, возможно, проник через угров), скрипка, у кряшен -
гусли.
Профессиональная культура тесно связана с народным
творчеством. Значительного развития достигли национальная литература,
музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное искусство
(золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирное дело -
скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву).
|