У основного населения среднеазиатских оазисов, долин и степей
распространились восточно-иранские языки. Прямыми предками таджиков
были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах
Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе,
хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и
сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских
степей. Все эти народности и племена занимались в оазисах и долинах
земледелием на базе преимущественно искусственного орошения, в горных и
степных районах - скотоводством и разнообразным ремесленным
производством.
Во II веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи
(тохары), которых некоторые исследователи причисляют к сакам-массагетам.
Одна из их ветвей - кушаны создали могущественное Кушанское царство. С
образованием в VI веке Тюркского каганата усилилось проникновение
тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания (VIII
век) на территории Средней Азии выделились 3 основные этнические
области: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская
на юге, население которых и в дальнейшем сохранило некоторые свои
культурные и бытовые особенности.
С образованием государства Саманидов в IX-X вв.
завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков, что было тесно
связано с распространением общего фарси-даритаджикского языка, ставшего
в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развивались культура и
наука иранских народов (таджиков и персов), создавалась их богатая
литература (первые письменные памятники - IX век). Письменно
зафиксированное время появления этнонима "таджики" - XI век, однако
фактически оно относится к более ранней эпохе. С X века начался
многовековой процесс ассимиляции таджиками восточноиранских по языку
народов. Прослеживаются восточноиранские элементы в говорах современного
таджикского языка (дарвазском, каратегинском, бадахшанском и др.).
Консолидация нации у таджиков не завершилась и к концу
XX века, продолжаются в Таджикистане этнические процессы ассимиляции
таджиками восточноиранских по языку памирских народов и ягнобцев.С конца
X века политическое преобладание в Средней Азии перешло к тюркоязычным
народам, всё новые волны тюркских, а позже монгольских племён проникали
в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс
тюркизации таджиков, в основном на равнинах, в меньшей степени - в горах
и в больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент). Таджикский народ и его
культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с
тюркскими народами Средней Азии, особенно узбеками. Сложной оказалась
судьба таджиков во второй половине XIX - начале XX вв.; северные районы
таджикской оседлости вошли (1868) в состав России, а население Южного
Таджикистана оставалось под властью зависимого от России Бухарского
эмирата. В 1924 образована Таджикская АССР, в 1929 преобразованная в
Таджикскую ССР, с 1991 Республика Таджикистан.
Исконным занятием таджиков было пашенное земледелие в
сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Западный
Памир) районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным
образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на
равнине), на землях, расположенных выше, - просо, ячмень, огородные и
бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и
пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара
волов.
Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов
играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом
количестве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных таджиков скотоводство
составляло более существенную отрасль хозяйства. Оно было основано на
вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть
жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось
в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские
товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в
такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для
заготовления впрок масла, сыра и т. п.
У равнинных таджиков издавна были развиты различные
ремёсла - изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных
тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из
ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная
вышивка и др.). У горных таджиков товарное значение получили
изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).
Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с
лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами
домов и заборов - дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах
и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон).
Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую - внутренняя
часть дома - посторонние не допускались. Характерна особая комната для
гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и
шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения
раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в
центре - скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани),
коврами. У равнинных таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют
функции шкафов.
Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в
каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У
мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной
халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве,
кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали
на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на
подошве для удобства ходьбы по горным тропам.
У женщин - туникообразного покроя платья, в сельских
районах - из гладких тканей, в горных южных районах - вышитые, особенно
в Дарвале и Кулябе (образцы народного декоративного искусства). Широкие
шаровары имели напуск у щиколотки. Головной убор - платки, тюбетейки (у
гиссарских таджичек). Горожанки и равнинные таджички носили распашной
халат, местную обувь.
У горянок халатов не было.
В современной одежде таджиков сочетаются традиционные
элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички
сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые
женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко
распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются эже, у
молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения
сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.
Основой питания в горных районах были хлеб (в виде
лепёшек) и молочные продукты, в том числе топлёное масло, сыр сухой (курут)
и творожный (панир), лапша, различные каши; в равнинных - лепёшки. Блюда
из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло (в том
числе хлопковое), овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных
печах (танур). Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или
реже с картофелем. Праздничное традиционное угощение у равнинных
таджиков - плов, у горных - суп из баранины (шурбо). Традиционные
сласти: халва, кристаллический сахар (набот), нишалло (кремообразная
масса из сахара, сбитых яичных белков и мыльного корня), конфеты (парварда)
и т. п. Чай пьют предпочтительно зелёный, чёрный - обычно в холодное
время года.
Фольклор таджиков богат и разнообразен; трудовые,
обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд),
популярны четверостишия (рубаи), но наиболее интересны сказки -
волшебные и сатирические, широко распространены юмористические
рассказы-анекдоты (латифы), например о Ходже Насреддине.
Музыка таджиков построена на диатоническом звукоряде,
вокальная - одноголосна. Музыкальные инструменты разнообразны: струнные
- дутор, рубаб, танбур и др.; смычковые - гиджак, скрипка; духовые - най,
кврнай, сурнай; цимбальные - чанг; ударные - таблак (глиняные литавры),
дойра (бубен), кайрок (каменные кастаньеты). Красочны народные танцы (в
том числе шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные
народные зрелища - выступления канатоходцев, фокусников, кукольный
театр. Успешно развиваются национальная литература, наука,
профессиональные виды искусства, в том числе музыка, балет.
|