Среди немцев, проживающих за пределами Германии, кроме католиков и
лютеран, довольно многочисленны последователи других направлений
протестантизма - баптисты, меннониты, адвентисты и т. п.
Основу немецкого этноса составили древнегерманские
племенные объединения франков, саксов, баваров, алеманнов и др.,
смешавшиеся в первые века нашей эры с романизированным кельтским
населением на юго-западе и юге Германии и с ретами в Альпах. В X-XIV
веках немцы заселили земли к востоку от Эльбы, частично ассимилировав
местное население. В эти века шёл и процесс переселения отдельных групп
немцев на территории современных Чехии, Польши, Венгрии, Румынии и
других стран Европы. Последующая многовековая политическая
раздробленность Германии тормозила развитие немцев как единого народа. В
течение нескольких столетий этническая история немцев протекала двояко:
продолжался процесс развития сложившихся в раннем средневековье
народностей - баварской, саксонской, швабской, франконской и др. - и в
то же время складывались общие для всех немцев черты культуры. В начале
XVI века процесс консолидации проявился прежде всего в создании единого
немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенского)
диалекта, но произошёл религиозный раскол немцев на католиков и
протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и
культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли
войны вызвали в XVIII-XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные
страны Америки и Европы (в том числе в Россию). Только во второй
половине XVIII века ускорился процесс развития немецкого национального
самосознания. В 1871 произошло объединение Германии под эгидой Пруссии.
Объединение страны, проведение ряда реформ вызвали быстрое развитие
промышленности, сложился общегерманский рынок. Концентрация населения в
промышленных центрах способствовала культурной нивелировке, стиранию
этнографических особенностей. В конце XIX века сформировалась немецкая
нация, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель
сохранялось. В процессе длительного исторического развития сложились как
общие этнические черты, так и этнографические особенности отдельных
групп немцев, которые частично стираются в условиях высокоразвитого
индустриального общества с абсолютно преобладающим городским населением.
У немцев, проживающих в других странах, сохранились областные
самоназвания - баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и др.
Из традиционной культуры лучше всего сохранились
жилище, некоторые обычаи и обряды и фольклор. Для Германии была
характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и
местами в бывших славянских районах на востоке - срубная. В сохраняющих
средневековый колорит небольших городах (например, Кведлинбург,
Вернигероде, Целле, Гослар и др.) немало фахверковых домов. Строения в
готическом стиле и каркасные дома сохранились и в более крупных городах
(Лейпциг, Штральзунд, Кёльн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных
сельских построек выделяют 4 типа домов. Нижненемецкий дом - одноэтажная
прямоугольная каркасная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями
под одной крышей, двор-гумно в середине, по сторонам его - стойла для
скота, у противоположной входу в дом стены - жилая часть с очагом и
подвесным котлом. С конца XIX века планировка нижненемецкого дома
претерпела существенные изменения: очаг заменён камином, жилое помещение
разделено на несколько комнат, хозяйственные строения отделены от жилой
части.
В пище областные различия в значительной степени
обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и
различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге - мучные изделия (лапша,
клёцки и т. п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше
распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются
общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток - пиво. Из
безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую
воду. Праздничная пища - свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной
капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные
печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.
С конца XIX века у немцев преобладала малая семья с 1-2
детьми. У некоторых групп немцев вне Германии сохранялись многодетные
семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило
несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в
крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за
раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную
жилую часть усадьбы. Для общественной жизни немцев характерны различные
ферейны (по типу землячеств, по интересам и др.).
Частично сохранились в виде реликтов или развлечений
некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из
Германии в XIX веке распространился обычай украшения ёлки на Новый год
или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой
известностью пользуется Кёльнский карнавал. В устном народном творчестве
преобладают шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень
популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в
воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное
искусство (обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка,
гончарство). У немцев, проживающих в других странах в сельской местности
в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные
особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше
этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт
которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее
теряли свою самобытность.
Для немцев России и бывшего СССР характерна
иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют
швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена
их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не
завершился, и сама Германия состояла из более чем 300 самостоятельных
княжеств (государств). Областное самосознание, особенно в среде крестьян
и ремесленников (а их среди колонистов было большинство) преобладало,
что естественно нашло отражение и в самосознании этих групп. Отдельно
выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen), в течение 2 десятилетий
имевшие свою национальную автономию. С немецким населением смешались и
колонисты из других стран - голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и
др.
Предки российских немцев переселялись в разное
время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со
времён средневекового "Дранг нах Остен" - наступления немецких феодалов
на земли славян и прибалтийских народов. В дальнейшем немцы составили
значительную часть прибалтийского дворянства и городского населения
(главным образом ремесленников, торговцев, интеллигенции. К середине
XVII века и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо немцев жили
голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к
немцам. Их приток в Россию усилился при Петре I и его преемниках. Это
были в основном ремесленники, купцы, военные, врачи, учёные. В
основанной в 1724 Академии наук длительное время работало много
иностранцев, в большинстве своём немцы. К середине XVIII века в пределах
Российской империи уже жило около 100 тыс. немцев, преимущественно в
прибалтийских губерниях.
Значительная часть немцев России занята в
промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50%
немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы
традиционной культуры - жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор.
Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко
преобладают кучевые формы поселений, то в России - линейные.
Основу хозяйства немцев традиционно составляло
земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной
зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна.
Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет
животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому
распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению
крупного рогатого скота.
Основной формой семьи является малая семья, в сельской
местности часто встречаются многодетные семьи.
Традиционная пища - куриная лапша (нудль), суп с
клёцками, фруктовый суп. На праздники готовят свинину или гуся с
капустой, пекут пироги (кухе). Существует несколько вариантов рулета (штрудель).
На зиму коптят сало, мясо и рыбу, делают разнообразные колбасы. Из
напитков предпочитают кофе.
Знание немецкого языка у немцев непрерывно уменьшается.
Если в 1926 94,9% немцев назвали немецкий язык своим родным, то в 1939 -
88,4, в 1959 - 75,0%, в 1970 - 66,8, в 1979 - 57,0%. По данным переписи
населения 1989, 48,7% немцев бывшего Союза считали своим родным немецкий
язык, а 50,8% - русский (кроме того, 45,0% немцев свободно им владели).
Что касается немцев Российской Федерации, то здесь родным считали
немецкий язык 41,8% (русский - 53,2% и свободно им владеет - 38,4%).
Таким образом, немцы России становятся всё более русскоязычными.
|