Предметы древних родовых культов шорцев, хранящиеся в музеях Кемеровской
области, вошли в состав каталога шорских этнографических коллекций в
музеях России, где имеется их подробное описание, сделана типология.
Предметы родового дошаманистского культа телеутов ждут своего
исследователя. В Кемеровской области предметы духовной культуры телеутов
хранятся в Кемеровском областном краеведческом музее (КОКМ),
Новокузнецком краеведческом музее (НКМ), музее "Археология, этнография и
экология Сибири" КемГУ (КМАЭЭ), Гурьевском краеведческом музее (ГКМ) и
совсем молодом историко-этнографическом экомузее "Чолкой" (ИЭЭЧ).
Изображения религиозного назначения телеутов во многом
близки к объемным фигуркам шорцев. Так, антропоморфные фигурки из
войлока и кудели напоминают шорских орекеннеров, носящих у телеутов
название эмегендеры. О том, что орекеннеры имеют отношение
непосредственно к телеутам, говорит следующая легенда: "Орекен (старуха)
была сильной шаманкой. Однажды она решила принести жертву Ульгену.
Известно, что женщины-шаманки не могли камлать Ульгену. Ульген
разгневался на нее и в наказание послал жить под землю. Однако та сумела
выбраться из-под земли и поселилась среди телеутов по рекам Большой и
Малый Бачаты. Оттуда она часто проникала к шорцам через замужество,
торговлю и т.д. Словом, достаточно было поехать за чем-нибудь к
бачатским телеутам или телеуту приехать к шорцам, как ене-кижи
появлялась среди шорцев и начинала вмешиваться в жизнь охотников.
Поэтому охотники ее почитали и "кормили" раз в
год или раз в три года". |
Эмегендеры,
олицетворявшие предков по женской линии, шились из домотканого холста в
виде цилиндрического мешочка, зашитого в области головы, и набивались
куделью (рис.1). Руки иногк не пришивались. Глаза обозначались нашитыми
бисеринками или кусочками перламутра. Встречались у телеутов фигурки, у
которых, кроме глаз на лице,красной краской изобража-лись сросшиеся
брови, нос, переходящий в линию рта. Вокруг туловища эмегендеры
обматывались лоскутом ситцевой ткани. В отличие от шорских орекеннеров
фигурки эмегендеров редко делались парными, а чаще сшивались по три или
составляли серии, в которые входило несколько десятков изображений. Они
накапливались постепенно, каждое поколение женщины добавляло к имеющейся
цепочке сшитые ею фигурки. И когда в семье с течением времени их
накапливалось слишком много, эмегендеров разрешалось заменить одной или
тремя новыми фигурками, добавив к ним из старых часть кудели как частицу
души предка. Старые же, сложив в мешок, уносили в лес и подвешивали к
дереву.
Невеста при выходе замуж
брала в дом будущего мужа изображения своих предков. Существует мнение,
что женщина перед родами ездила к родителям за эмегендерами. Как бы то
ни было, фигурки непременно должны быть рядом для благополучного
истечения родов, для рождения здорового ребенка. В дальнейшей жизни мать
и ее потомство будут всегда охранять эмегендеры, требующие к себе
определенного внимания: два раза в год, весною и осенью, их необходимо
вынимать из мешка, в котором они хранятся, и кормить саламатом, выстроив
в ряд, произнося при этом особый алкыш. Раз в десять лет было принято
приносить им в жертву барана.
В коллекциях кузбасских музеев хранятся изображения
эмегендеров с головой, увенчанной птичьим перышком, что свидетельствует
о их принадлежности к шаманкам. К таким фигуркам принадлежали небольшие
бубны чалулар с колотушками, представляющие собой деревянный обруч с
помещенной внутри плоской антропоморфной фигуркой либо просто обруч,
обтянутый тканью или кожей (рис.2.)
У телеутов имелись изображения енекелер, которым нет
аналогий среди культовых предметов шорцев (рис.3.). Это плоскостные
изображения на прямоугольном куске домотканого холста, выполненные
красной краской. Их облик архаичен: линейное туловище, расставленные
ноги, вытянутые в стороны, иногда согнутые в локте руки. Лицо со
сросшимися бровями, носом, переходящим в линию рта, изображалось также
красной краской, иногда пришивались глаза из кусочков перламутра. Одежду
изображал пришитый лоскуток ситца. Фигурки располагались в ряд по три,
семь, девять. Считалось, что они олицетворяли "дочерей (девиц) Ульгеня".
По мнению же некоторых информаторов, являлись матерями эмегендеров.
Енекелеры также требовали к себе внимания - их бережно хранили и кормили
вместе с эмегендерами. И они, в свою очередь, тоже оберегали домашний
очаг и семейное благополучие.
Эмегендеры и енекелеры характеризуют глубинный пласт
представлений народа, истоки которого уходят глубоко в эпоху родового
строя, и связанные с ним виды и формы изобразительной деятельности
древнего человека. Эти культовые предметы, несомненно, относятся к
домашним пенатам.
Однако функции предметов домашнего и охотничьего
культов иногда тесно переплетались. Так, канатулар (крылатый),
почитаемый телеутами, как и шорцами верховьев Томи и среднего течения
Мрассу, сочетал покровительство охотничьему промыслу с охраной дома от
злых сил, обитая в печной трубе. Он представлял собой естественную
развилку ветки березы с тряпочкой посредине (рис.4.). В отличие от
шорцев, телеуты иногда изображали на этой тряпочке красной краской
антропоморфную фигурку, ниже которой укреплялась ее одежда - лоскуток
ситца. К концам развилки или вдоль верхнего края тряпочки прикреплялись
птичьи перья.
Многофункциональным был
и другой идол - курмуш, сочетавший способность охранять домашний очаг и
семейное благополучие с покровительством охотникам (рис.5.). Идолы
вырезались из дерева в виде антропоморфных фигурок, напоминавших шалыги
и тайгамы шорцев. Голова идола могла быть круглой или овальной. Глаза
либо просто вырезались в виде углублений, либо обозначались медными или
железными бляшками. Форма носа варьировала от прямого и длинного,
занимавшего половину лица, до небольшого, треугольного в сечении выступа.
Рот обозначался не всегда. Руки иногда совсем отсутствовали, иногда
имели вид коротких обрубков или вырезались опущенными вниз либо
прижатыми к телу. Ноги всегда были расчленены, ступни обозначались редко.
Скульптуры с обозначением знака пола в музейных собраниях встречаются
нечасто.
Таким образом, фигурки
курмуш трактованы по-разному и обнаруживают различные художественные
традиции и приемы. Это свидетельствует либо о том, что у телёутов еще не
сложился устойчивый тип антропоморфной скульптуры, либо о том, что в ней
нашли свое отражение приемы, выработанные различными компонентами
телеутского этноса.
В начале XX в. курмуши у
телёутов не считались особо почитаемыми духами и имелись не в каждой
семье. Возможно, это объясняется тем, что изначально главной функцией
этих идолов, как и сходных с ними шорских тайгамов и шалыгов, было
покровительство охотникам, а охота никогда не являлась основным занятием
этого народа, в отличие от скотоводства. И вполне вероятно, что курмуши
были почитаемыми идолами тех представителей телёутского этноса, вошедших
в разное время в состав телёутов, основным занятием которых являлся
охотничий промысел.
Существовали у телёутов
и обереги, призванные защищать от злых сил. Маленький деревянный лук со
стрелою, которые подвешивала над колыбелью новорожденного мальчика
старшая в семье женщина, обеспечивали ребенку безопасность и здоровье. К
стреле привязывалась белая тряпочка, символизирующая Майене - божество,
покровительствующее младенцам. Для девочки лук со
стрелою заменялся двумя бусинками с непременным символом доброго
божества - лоскутком белого цвета. Возможно, первоначально лоскуток,
привязанный к стреле, просто выделял последнюю из ряда бытовых предметов,
предназначенных для охоты, а позднее стал символом Майсне. Что касается
стрелы и лука, то у народов Саяно-Алтая они еще в эпоху материнского
рода были тесно связаны с культом указанного выше женского божества.
Т.
Кимеева |