.

 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

Книжный гид

 
 Публикации и
материалы
 

ИСТОРИЯ

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

КУЛЬТУРА

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

ПЕРСОНА

 

СОБЫТИЯ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ

КУЗБАСС

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

СЛОВАРЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ

 
А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
  Щ Э Ю Я  
 

Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика

 

 


Предметы древних родовых культов
дошаманистского происхождения
утелеутов

   
 

Кимеева Татьяна Ивановна,
научный сотрудник музея археологии
 и этнографии Южной Сибири
Кемеровского государственного
университета

   

     Культовые предметы, как памятники культуры, служат одним из источников познания истории далекого прошлого аборигенных народов, ранних элементов их духовной культуры. К числу древних родовых культов дошаманистского происхождения у народов Саяно-Алтая относятся, например, культы огня, гор, медведя и др. Отличительная черта этих культов - почитание того или иного родового божества. Моления, обращения или жертвоприношения божеству происходят без участия шамана. Шаманизм, конечно, использовал и включил в себя эти древние родовые культы, например культ древних родовых покровителей, так как он вырастал на их основе.

     Предметы древних родовых культов шорцев, хранящиеся в музеях Кемеровской области, вошли в состав каталога шорских этнографических коллекций в музеях России, где имеется их подробное описание, сделана типология. Предметы родового дошаманистского культа телеутов ждут своего исследователя. В Кемеровской области предметы духовной культуры телеутов хранятся в Кемеровском областном краеведческом музее (КОКМ), Новокузнецком краеведческом музее (НКМ), музее "Археология, этнография и экология Сибири" КемГУ (КМАЭЭ), Гурьевском краеведческом музее (ГКМ) и совсем молодом историко-этнографическом экомузее "Чолкой" (ИЭЭЧ).
     Изображения религиозного назначения телеутов во многом близки к объемным фигуркам шорцев. Так, антропоморфные фигурки из войлока и кудели напоминают шорских орекеннеров, носящих у телеутов название эмегендеры. О том, что орекеннеры имеют отношение непосредственно к телеутам, говорит следующая легенда: "Орекен (старуха) была сильной шаманкой. Однажды она решила принести жертву Ульгену. Известно, что женщины-шаманки не могли камлать Ульгену. Ульген разгневался на нее и в наказание послал жить под землю. Однако та сумела выбраться из-под земли и поселилась среди телеутов по рекам Большой и Малый Бачаты. Оттуда она часто проникала к шорцам через замужество, торговлю и т.д. Словом, достаточно было поехать за чем-нибудь к бачатским телеутам или телеуту приехать к шорцам, как ене-кижи появлялась среди шорцев и начинала вмешиваться в жизнь охотников. Поэтому охотники ее почитали и "кормили" раз в год или раз в три года".

     Эмегендеры, олицетворявшие предков по женской линии, шились из домотканого холста в виде цилиндрического мешочка, зашитого в области головы, и набивались куделью (рис.1). Руки иногк не пришивались. Глаза обозначались нашитыми бисеринками или кусочками перламутра. Встречались у телеутов фигурки, у которых, кроме глаз на лице,красной краской изобража-лись сросшиеся брови, нос, переходящий в линию рта. Вокруг туловища эмегендеры обматывались лоскутом ситцевой ткани. В отличие от шорских орекеннеров фигурки эмегендеров редко делались парными, а чаще сшивались по три или составляли серии, в которые входило несколько десятков изображений. Они накапливались постепенно, каждое поколение женщины добавляло к имеющейся цепочке сшитые ею фигурки. И когда в семье с течением времени их накапливалось слишком много, эмегендеров разрешалось заменить одной или тремя новыми фигурками, добавив к ним из старых часть кудели как частицу души предка. Старые же, сложив в мешок, уносили в лес и подвешивали к дереву.
     Невеста при выходе замуж брала в дом будущего мужа изображения своих предков. Существует мнение, что женщина перед родами ездила к родителям за эмегендерами. Как бы то ни было, фигурки непременно должны быть рядом для благополучного истечения родов, для рождения здорового ребенка. В дальнейшей жизни мать и ее потомство будут всегда охранять эмегендеры, требующие к себе определенного внимания: два раза в год, весною и осенью, их необходимо вынимать из мешка, в котором они хранятся, и кормить саламатом, выстроив в ряд, произнося при этом особый алкыш. Раз в десять лет было принято приносить им в жертву барана.
     В коллекциях кузбасских музеев хранятся изображения эмегендеров с головой, увенчанной птичьим перышком, что свидетельствует о их принадлежности к шаманкам. К таким фигуркам принадлежали небольшие бубны чалулар с колотушками, представляющие собой деревянный обруч с помещенной внутри плоской антропоморфной фигуркой либо просто обруч, обтянутый тканью или кожей (рис.2.)
     У телеутов имелись изображения енекелер, которым нет аналогий среди культовых предметов шорцев (рис.3.). Это плоскостные изображения на прямоугольном куске домотканого холста, выполненные красной краской. Их облик архаичен: линейное туловище, расставленные ноги, вытянутые в стороны, иногда согнутые в локте руки. Лицо со сросшимися бровями, носом, переходящим в линию рта, изображалось также красной краской, иногда пришивались глаза из кусочков перламутра. Одежду изображал пришитый лоскуток ситца. Фигурки располагались в ряд по три, семь, девять. Считалось, что они олицетворяли "дочерей (девиц) Ульгеня". По мнению же некоторых информаторов, являлись матерями эмегендеров. Енекелеры также требовали к себе внимания - их бережно хранили и кормили вместе с эмегендерами. И они, в свою очередь, тоже оберегали домашний очаг и семейное благополучие.
     Эмегендеры и енекелеры характеризуют глубинный пласт представлений народа, истоки которого уходят глубоко в эпоху родового строя, и связанные с ним виды и формы изобразительной деятельности древнего человека. Эти культовые предметы, несомненно, относятся к домашним пенатам.
     Однако функции предметов домашнего и охотничьего культов иногда тесно переплетались. Так, канатулар (крылатый), почитаемый телеутами, как и шорцами верховьев Томи и среднего течения Мрассу, сочетал покровительство охотничьему промыслу с охраной дома от злых сил, обитая в печной трубе. Он представлял собой естественную развилку ветки березы с тряпочкой посредине (рис.4.). В отличие от шорцев, телеуты иногда изображали на этой тряпочке красной краской антропоморфную фигурку, ниже которой укреплялась ее одежда - лоскуток ситца. К концам развилки или вдоль верхнего края тряпочки прикреплялись птичьи перья.
     Многофункциональным был и другой идол - курмуш, сочетавший способность охранять домашний очаг и семейное благополучие с покровительством охотникам (рис.5.). Идолы вырезались из дерева в виде антропоморфных фигурок, напоминавших шалыги и тайгамы шорцев. Голова идола могла быть круглой или овальной. Глаза либо просто вырезались в виде углублений, либо обозначались медными или железными бляшками. Форма носа варьировала от прямого и длинного, занимавшего половину лица, до небольшого, треугольного в сечении выступа. Рот обозначался не всегда. Руки иногда совсем отсутствовали, иногда имели вид коротких обрубков или вырезались опущенными вниз либо прижатыми к телу. Ноги всегда были расчленены, ступни обозначались редко. Скульптуры с обозначением знака пола в музейных собраниях встречаются нечасто.
     Таким образом, фигурки курмуш трактованы по-разному и обнаруживают различные художественные традиции и приемы. Это свидетельствует либо о том, что у телёутов еще не сложился устойчивый тип антропоморфной скульптуры, либо о том, что в ней нашли свое отражение приемы, выработанные различными компонентами телеутского этноса.
     В начале XX в. курмуши у телёутов не считались особо почитаемыми духами и имелись не в каждой семье. Возможно, это объясняется тем, что изначально главной функцией этих идолов, как и сходных с ними шорских тайгамов и шалыгов, было покровительство охотникам, а охота никогда не являлась основным занятием этого народа, в отличие от скотоводства. И вполне вероятно, что курмуши были почитаемыми идолами тех представителей телёутского этноса, вошедших в разное время в состав телёутов, основным занятием которых являлся охотничий промысел.
     Существовали у телёутов и обереги, призванные защищать от злых сил. Маленький деревянный лук со стрелою, которые подвешивала над колыбелью новорожденного мальчика старшая в семье женщина, обеспечивали ребенку безопасность и здоровье. К стреле привязывалась белая тряпочка, символизирующая Майене - божество, покровительствующее младенцам. Для девочки лук со стрелою заменялся двумя бусинками с непременным символом доброго божества - лоскутком белого цвета. Возможно, первоначально лоскуток, привязанный к стреле, просто выделял последнюю из ряда бытовых предметов, предназначенных для охоты, а позднее стал символом Майсне. Что касается стрелы и лука, то у народов Саяно-Алтая они еще в эпоху материнского рода были тесно связаны с культом указанного выше женского божества.

Т. Кимеева

                       


Наверх


На главную

                 
                       

   

 На главную

 Карта сайта
 

 

 

 

 

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности"

 
     
 

Статья 1 Декларации  принципов толерантности ЮНЕСКО

 
     

* * *

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить

Еще>>


Краеведческая коллекция «Новокузнецк: от прошлого к будущему»
   
.


Муниципальное бюджетное учреждение "Детская централизованная библиотечная система" г.Новокузнецка
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 27
тел: (3843) 77-25-82, 77-67-27
факс: (3843) 77-83-20
e-mail: dcbs@bk.ru
сайт МБУ "ДЦБС": www.dcbs-nvkz.narod.ru
сайт ЛИК Кузбасса: www.lik-kuzbassa.narod.ru
сайт Управления культуры Администрации г.Новокузнецка: www.kultura-nk.ru

Куратор сайта: Тетерина С.М.

© 2010-2012 Лоскутова Т.С.

При использовании информации, материалов и методических пособий, размещенных на этом сайте, необходимо указать ссылку на данный сайт

Хостинг от uCoz