Субэтнические группы грузин мегрелы и сваны (расселены в Западной
Грузии) говорят на мегрельском и сванском языках, на лазском - лазы
(живут в основном в Турции). Письменность, возможно, восходит к
разновидности древнего восточно-арамейского письма. Верующие -
православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) -
мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.
Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и
античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов,
халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа
складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений:
картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную
территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на
юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале
1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные
племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в VI веке
до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось
Колхидское царство, в IV веке до нашей эры в Восточной Грузии -
Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс
формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.
Важным историческим этапом в этом процессе было
принятие грузинами христианства: в IV веке
в
Картлийском царстве, в
VI
веке в Западной
Грузии,
где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим
важнейшим фактором процесса консолидации грузин стало создание
грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных
памятников относится к
V
веку. Образование на рубеже
X-XI
веков централизованного государства, достигшего апогея
своего развития в
XII -
начале
XIII
вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса,
способствовало росту экономики и культуры, развитию городов,
установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью,
Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после
монголо-татарского нашествия в
XIII
веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные
царства и княжества. В
XVI-XVII
веках это состояние усугубилось в результате агрессии
османской
Турции
и сефевидского
Ирана.
Земли на юго-западе
Грузии
- Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в
XVI-XVII
веках были захвачены
Турцией.
Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного
грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и
социально-экономического застоя
Грузия
оставалась почти до конца
XVIII
века.
В 1783
Россия
и Восточная
Грузия
(Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор"
(Георгиевский
трактат), предусматривавший протекторат
России
над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная
Грузия
вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца
70-х годов
XIX
века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились
некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в
Грузии
крепостного права (1864-71) способствовала росту национального
самосознания грузин, укреплению их этнического единства, изменению
социальной структуры, развитию профессиональной культуры. В 1918 была
создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до
февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую
власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской
Федерации, затем непосредственно в составе СССР). В 1991
Грузия
приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93
привел к вынужденной миграции около 300 тыс. грузин в другие районы
Грузии,
а также в Россию.
Миграции грузин на территории
России
известны с
раннего средневековья. Крупные грузинские колонии существовали с XVII
века в Москве и Астрахани, с XVIII века - в Петербурге.
В Грузии издавна сложился комплексный
хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и
скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно
сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной
отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в
Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза),
кукуруза. С начала XX века, особенно в советское время, в
причерноморских районах Грузии широкое распространение получили
субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее
хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия
грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство,
огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство,
пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
В одежде грузин отдельных историко-культурных областей
имелись различия. В Западной Грузии женщины не носили катиби, иным был
головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма,
аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров,
представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого,
жёлтого цветов. Костюм тушин был тёмных, в основном чёрных, тонов, для
женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде
цепочек. Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа.
Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные
элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани).
Основу традиционного питания грузин составляли молочные
и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский,
тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони
(род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и
фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая.
Хлеб - пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) - выпекали из пшеничной
(равнинно-предгорная Восточная Грузия), ячменной, ржаной, овсяной (в
горных сёлах) муки. В Западной Грузии из кукурузной муки готовили
пресный хлеб мчади. Важное место в питании местного населения здесь
занимало гоми - блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или
кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло
хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлёбки.
Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном
праздничными. В Восточной Грузии - это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма,
плов; в Западной - также сациви (кушанье из индейки или курицы в
ореховом соусе).
Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в
горах - водка (арака), в горах Восточной Грузии также ячменное пиво,
игравшее большую роль в ритуальной жизни. Пища грузин сохраняет свою
традиционность, появились также новые блюда (супы, котлеты, борщи), в
городах распространились чай и кофе (последний в сёлах как традиционный
напиток принят только в Аджарии). Устойчивы традиции застольного
этикета.
В Грузии основной формой семьи была малая семья.
Большие семьи (диди оджахи, эртсахли дзмеби) постепенно, особенно во
второй половине XIX века, исчезали. Семейные отношения характеризовались
строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий).
Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена
свёкра и свекрови, тестя и тёщи, жене - разговаривать со старшими
родственниками мужа. В брачных нормах грузины придерживались строгой
экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8-го
колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми
(общества), между лицами, вступившими в искусственное родство
(побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества).
Были распространены две формы брака: по взаимному
согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных
районах - выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал
сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и
собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в
свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем.
Ещё более многолюдны (особенно в Западной Грузии) были похороны,
требовавшие ещё больших материальных затрат на устройство в течение года
нескольких богатых поминальных трапез. Многие традиции достаточно
устойчивы, в том числе обычаи свадебного и похоронно-поминального
циклов. В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись
обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества (в
Западной Грузии), побратимства и посестримства.
Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт
грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной -
Пасху. В феврале - марте весёлый праздник кееноба-берикаоба с ряжеными,
осенью - Мцхетоба, Алавердоба и др. В наши дни некоторые традиции
праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью
отмечается праздник ртвели. Появилось много новых праздников, например
Тбилисоба, отмечаемый в столице Грузии Тбилиси в конце октября.
Сохраняется традиционный фольклор: исторические
предания, баллады, сказки, пословицы, песни - трудовые, обрядовые,
героические, лирические, застольные, песни-плачи, народные танцы (лекури,
хоруми, гандаган и др.).
|