.

 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

Книжный гид

 
 Публикации и
материалы
 

ИСТОРИЯ

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

КУЛЬТУРА

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

ПЕРСОНА

 

СОБЫТИЯ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ

КУЗБАСС

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

СЛОВАРЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ

 
А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
  Щ Э Ю Я  
 

Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Отрывки из "Моей жизни"

 

I

     ...Итак, я хочу рассказать тебе (В. В. Радлову - А. Ш.) о том, что я слышал от стариков о своих предках. Когда давным-давно 60 туменов (тумен - 10000 воинов - А. Ш.) жили в тиши и спокойствии среди Золотой Орды, владыкой четырех племен был хан Тёрбёт-Ойрот. Но эти четыре племени распались, и хан бежал в Джунгарию. Сыновья же хана - султаны и сыновья баев - мурзы стали враждовать между собой и рассеялись по всему свету - одни ушли на северо-восток, другие - на запад, а третьи - на юг. Остальные телеуты разбили свои юрты в верховьях Оби - на равнинах Иртыша. Но и там они нападали друг на друга, и когда телеутов осталось мало, на них пошли войною монголы и киргизы. Из-за этого два телеутских князя, Мамыг и Балык, увели свой народ к Кузнецку и поклялись добровольно платить дань Белому Царю. Так вот, моего предка прикочевавшего в то время вместе со всеми, звали Чебелёк. Затем телеуты переселились на Бачат... Место рождения моего отца - Бачат. Отсюда мой отец на 8 году своей жизни перебрался в Карасук, что расположен примерно в 30 верстах от Бийска. Там я и родился.

II

     ...Однажды послал меня отец Стефаний вместе с отцом Арсентием (миссионеры из Улалы - А. Ш.) в Кузнецк к телеутам и шорцам. На пятые сутки мы добрались до шорского аула, лежавшего выше Кузнецка. Я заметил, что тамошние шорцы живут по-русски: дома и одежда у них были русские, только женщины одевались по-своему. В избах я видел иконы, но в некоторых семьях были и шаманские бубны. Увидев бубны, я спросил:
     - Разве вы не крещеные?
     - Нет, крещеные, но зачем изгонять шаманов и запрещать им камлать?
     - А вы разве не молитесь русскому богу?
     - Конечно, молимся!
     - А как зовут русского бога?
     - Микола-батюшка и Илья-пророк.
     - Единственный бог, - сказал я, - Иисус Христос, а других богов нет! Николай не бог, и Илья-пророк не бог. Они были людьми, угодными богу, и сейчас живут в божьей светлой и счастливой стране.
     Если кто-нибудь попросит их о помощи, то они помогут.
     - Мы, однако, слышали, что настоящий бог - Иисус Христос, но мы его мало почитаем.
     Я долго рассказывал им о святой вере в бога; они слушали меня молча и не споря. Я вновь спросил их:
     - А вы все крещеные?
     - Да, все крещеные.
     - А вас священник обучает слову божьему?
     - Обучает.
     - А чему он вас учит?
     - Он учит нас кланяться богу.
     - И только этому?
     - А чему еще учить надо? Ведь мы совсем не знаем русского языка. А некоторые женщины и дети совсем не понимают по-русски.
     В тот день мы заночевали в этой деревне, а наутро поехали верхом вверх по Мрассу... Когда мы приехали в Мыски, то я стал расспрашивать шорцев, живущих там:
     - Вы крещеные или нет?
     - Мы все крещеные,  отвечали мне.
     - Вы знаете, как зовут бога?
     - Конечно, знаем.
     - А как зовут бога?
     - Иисус Христос, - отвечали одни, а другие говорили: - Микола.
     Тогда я рассказал им о Христе и св. Николае, и мы отправились дальше, вверх по Мрассу, в другую деревню, название которой я забыл.
     Селение с двух сторон окружала густая тайга. В этом ауле жил мастеровой, который отвозил на лошадях почту на рудник. Когда мы остановились у него, к нам пришли двое мужчин. Я спросил их:
     - А что, у вас негде пахать? Чем вы кормитесь?
     - Летом мы рыбачим, - отвечали те, - и отвозим рыбу в Кузнецк на продажу. На вырученные деньги мы покупаем хлеб, тем и живем. Некоторые из нас бортничают в тайге и меняют мед на хлеб.
     Поговорив так со мной, они отправились по домам. Отец Арсентий сказал мне:
     - Обойди деревню! Если найдешь некрещеных, уговори их принять крещение, а как это сделать - сам знаешь.
     Я пошел по домам, был в пяти-шести избах: в одних семьях были только образа, а в других - еще и бубны. Увидев бубны, я спросил:
     - Ведь у вас висят иконы! Зачем еще держите бубны?
     - Мы ведь не русские, у которых нет шаманов. Если сильно заболеешь, а шамайны не будут камлать, то каково придется?
     Я сообщил им десять заповедей господних и кое-что о святой вере и вышел на улицу. Там четверо пилили доски. Я уселся рядом с ними. Они подсели ко мне и стали расспрашивать, откуда я родом. Когда мы так беседовали, вокруг нас собралось человек двадцать. Я спросил их:
     - Вы крещеные?
     - Мы все крещеные.
     - А вы знаете, как зовут бога?
     - Конечно, знаем.
     - А как зовут бога, которому вы молитесь?
     - Мы молимся Миколе-батюшке и Илье-пророку.
     - А Иисусу Христу разве не молитесь?
     - Мы, конечно, слышали, что бога зовут Иисусом Христом, но мы его плохо знаем.
     - А к вам приезжает священник?
     - Приезжает, но надолго не задерживается и, собрав ясак, уезжает домой.
     - А разве он не обучает вас слову божьему?
     - Как же, обучает, но мы плохо понимаем по-русски.
     Тогда я рассказал им все, начиная с Адама и рождества Христова и кончая Вторым Пришествием. Мне сказали:
     - Наших отцов насильно крестил один священник, с солдатами, но потом они уехали. Мы дети крещеных, но сами мало чего знаем и темны. Кто бы обучил нас слову божьему, у кого будем креститься? Поэтому-то нам камлают шаманы.
    - Не верьте словам шаманов! - отвечал я- Их слова - ложь! Они сами не верят в истинного бога! Они верят в черта и поклоняются ему!
     - Но мы издавна почитаем землю, воды и небо. Как же нам не приносить им дары и не бояться шаманов?
     Я рассказал им о вере в истинного бога, как бог лечил страждущих и воскрешал мертвых, и мы поплыли вниз по Мрассу. Там мы увидели человек тридцать рыбаков. Первым неводом они вытянули на берег окуней, чебаков, щук и восемь тайменей. Других рыб я не разглядел.
     В тот же день мы вновь отправились вниз по Мрассу и остановились в улусе, что был выше Кузнецка. Там нам запрягли в телегу лошадей, и мы поехали в Кузнецк. В нем мы переночевали, а наутро были у телеутов, живших по Бачату.
     Среди них были люди, родившиеся от крещеных... Мы их не знали, но их знал один мужчина, нареченный еще отцом Стефанием Александром и живший в деревне Улус. Он рассказал нам следующее:
     - Среди местных телеутов естъ родившиеся от крещеных. У некоторых из них уже есть дети, которые, однако, женаты на некрещеных.
     - Если ваших родителей крестили, то почему остальные некрещеные?
     - Когда к нам раньше приезжал священник, чтобы крестить детей, то он почему-то их забыл окрестить. А если кого и окрестил, то не обучил слову божьему. А поскольку они не знали слова божьего, то не стали крестить своих детей...
     Тогда я преподал им слово божие. На третий день все приняли крещение. Всего в деревне было 32 человека, но крестился только 31, а один сбежал. Прожив здесь некоторое время и обучив их слову божьему, мы вернулись на родину...

М.В. Чевалкова

                       


Наверх


На главную

                 
                       

   

 На главную

 Карта сайта
 

 

 

 

 

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности"

 
     
 

Статья 1 Декларации  принципов толерантности ЮНЕСКО

 
     

* * *

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить

Еще>>

По выгодной цене шины зимние магазин оригинальные з/ч


Краеведческая коллекция «Новокузнецк: от прошлого к будущему»
   
.


Муниципальное бюджетное учреждение "Детская централизованная библиотечная система" г.Новокузнецка
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 27
тел: (3843) 77-25-82, 77-67-27
факс: (3843) 77-83-20
e-mail: dcbs@bk.ru
сайт МБУ "ДЦБС": www.dcbs-nvkz.narod.ru
сайт ЛИК Кузбасса: www.lik-kuzbassa.narod.ru
сайт Управления культуры Администрации г.Новокузнецка: www.kultura-nk.ru

Куратор сайта: Тетерина С.М.

© 2010-2012 Лоскутова Т.С.

При использовании информации, материалов и методических пособий, размещенных на этом сайте, необходимо указать ссылку на данный сайт

Хостинг от uCoz