В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие
племена южносибирско-центральноазиатского происхождения, которые до
прихода на Южный Урал значительное время кочевали в
приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с
печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в IX веке
фиксируют письменные источники. С конца IX - начала X вв. жили на Южном
Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.
В X - начале XIII вв. башкиры были под политическим
влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В
1236 были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV
веке приняли ислам. В период монголо-татарского владычества в состав
башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена.
После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство
(1552-1557). Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими
землями, жить по своим обычаям и религии. Царская администрация
подвергала башкир различным формам эксплуатации. В XVII и особенно XVIII
веках башкиры многократно поднимали восстания. В 1773-1775 сопротивление
башкир было сломлено, однако были сохранены вотчинные права башкир на
земли; в 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России.
На протяжении XIX века, несмотря на расхищение башкирских земель и
другие акты колониальной политики, постепенно налаживается хозяйство
башкир, восстанавливается, а затем заметно увеличивается численность
народа, превысив 1 млн. человек к 1897. В конце XIX - начале XX вв.
происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, подъём этнического
самосознания.
После Февральской революции 1917 башкиры вступили в
активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 образовалась
Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.
В последние годы наблюдается активизация национального
самосознания башкир. В октябре 1990 Верховный совет республики принял
Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале
1992 провозглашена Республика Башкортостан.
Традиционный тип хозяйства башкир - полукочевое
скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый
скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и
рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений.
Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля).
Земледельческие орудия - деревянный плуг (сабан) на колёсах, позднее
соха (хука, рамная борона (тырма).
С XVII века полукочевое скотоводство постепенно
утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества
развивается пасечное пчеловодство. В северо-западных районах уже в XVIII
веке земледелие становится основным занятием населения, но на юге и
Востоке кочевание сохранилось местами до начала XX века. Были развиты
домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева.
Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели
разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.
В советский период в Башкирии создана многоотраслевая
промышленность. Сельское хозяйство комплексное,
земледельческо-животноводческое: на юго-востоке и в Зауралье сохраняет
значение коневодство. Развито пчеловодство.
После присоединения к Русскому государству были образованы волости.
Волости, крупные по размерам, обладали некоторыми атрибутами
политической организации; делились на родовые подразделения,
объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие
от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. Во главе волости
стоял наследственный (после 1736 выборный) старшина (бий). В делах
волостей и аймаков ведущую роль играли тарханы (сословие, освобождённое
от податей), батыры, духовенство; отдельным семьям жаловалось
дворянство. В 1798-1865 существовала полувоенная кантонная система
управления, башкиры были превращены в военно-служилое сословие, среди
них выделились кантонные начальники и офицерские чины.
У древних башкир существовала большесемейная община. В
XVI-XIX вв. параллельно существовали и большие и малые семьи, последние
постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного
имущества в основном придерживались миноратного принципа. Среди богатых
башкир бытовало многожёнство. В брачных отношениях сохранялись обычаи
левирата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству,
но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма),
иногда по взаимной договорённости.
В свадебной обрядности выделяются обычаи прятания
невесты, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали
состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания
невесткой свёкра. Семейный быт башкир строился на почитании старших.
Ныне, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние
годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.
Традиционное жилище башкир - войлочная юрта со сборным
решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или
монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили
глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне -
срубные избы с сенями, дома со связью (изба - сени - изба) и пятистенки,
изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для
срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными
жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы,
шалаши. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и
соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища башкиры
строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона,
бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на
хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.
Народная одежда башкир объединяет традиции степных
кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло
длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный
позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные
украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин - чепец из
коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной,
спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури;
девичий - шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также
колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала.
Верхняя одежда - распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна,
отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения - различного рода
серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки - изготовлялись из серебра,
кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы,
сердолика, цветного стекла.
Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие
халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы -
тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы.
Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели
сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье - и лапти.
В свадебной обрядности выделяются обычаи прятания
невесты, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали
состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания
невесткой свёкра. Семейный быт башкир строился на почитании старших.
Ныне, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние
годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.
Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее
время. После прилёта грачей устраивали каргатуй ("грачиный праздник").
Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник
плуга (сабантуй, hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные
скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с
юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном
кладбище. В середине лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для
нескольких деревень, а в более далёкие времена - волости, племени. Летом
же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд "кукушкин чай", в
котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд
вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга
водой.
Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает
эпос ("Урал-батыр", "Акбузат", "Идукай и Мурадым", "Кусяк-би", "Урдас-би
с тысячью колчанов", "Алпамыша", "Кузый-курпяс и Маянхылу", "Заятуляк и
Хыухылу"). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими,
бытовыми сказками, сказками о животных.
Развито песенно-музыкальное творчество:
эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические,
юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии.
Танцам свойственна повествовательность, многие ("Кукушка", "Вороной
иноходец", "Баик", "Перовский") имеют сложную структуру и содержат
элементы пантомимы.
Традиционные музыкальные инструменты - курай (род
свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный - в виде продолговатой
пластины и металлический - в виде дужки с язычком). В прошлом
существовал смычковый инструмент кыл кумыз.
Башкиры сохраняли элементы традиционных верований:
почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т. п.) и явлений (ветров,
буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка,
лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ
грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы).
Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается в
обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.
|