.

 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

Книжный гид

 
 Публикации и
материалы
 

ИСТОРИЯ

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

КУЛЬТУРА

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

ПЕРСОНА

 

СОБЫТИЯ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ

КУЗБАСС

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

СЛОВАРЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ

 
А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
  Щ Э Ю Я  
 

Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Шорцы.
Традиции, обычаи, обряды

 

     Предлагаем вашему вниманию дайджест на тему "Шорцы. Традиции, обычаи, обряды". Из опыта работы мы знаем, что читатели часто спрашивают литературу по истории нашего края, в том числе и о шорцах.
     Дайджест позволяет сконцентрировать в одном издании разрозненные сведения, избавляет от необходимости обращаться к старым газетным материалам.
     Дайджест рассчитан на читателей среднего и старшего школьного возраста. Он поможет при подготовке к урокам, при написании реферата, расширит кругозор.

 

По каменным страницам
Горной Шории
Как по истлевшим
Древним письменам
Гуляет эхо грозовой истории
И гул невнятный
Долетает к нам.

С.Печеник


     В бассейне р.Кондомы издавна обитал многочисленный род "Шор". По его имени стали называть всех жителей верховьев Томи и ее притоков - Мрассу и Кондомы. Ближайшие исторические предки шорцев - различные тюрко-язычные племена, роды и территориальные группы, известные в русских источниках под общим названием кузнецких, мрасских и кондомских татар.
     На территории Горной Шории выделяются две этнографические группы: горно-таежная южная, предки которой входили в Алатырский улус енисейских кыргызов под общим названием "бирюсины" и северная лесостепная, исторические предки которых носили название "абинцы".
     Большинство северных шорцев является потомками телеутов, живших в далекие времена на этой территории. Интенсивное освоение этой земли русскими привело к тому, что большинство северных шорцев переселились в города Междуреченск и Мыски, а селения их очень малочисленны. Компактно они проживают в селах Подобас, Чувашка, Косой порог, Бородино, Сыркаши.
     Южные шорцы являются, в основном, потомками древнего населения этих мест, а именно кетов, самодийцев и, частично, древних тюрков.
     В настоящее время шорцев насчитывается около 16,5 тысяч человек. 85,2% всего шорского населения проживают в городах, где они составляют меньшинство.

Обычаи и традиции шорского народа

     К первым достоверным историческим сведениям о традиционных занятиях кузнецких татар, обитавших в верховьях Томи, следует отнести грамоту Б.Годунова от 20 января 1604 г. В ней помимо предписания в сооружения Томского острога сообщается, что в "Томской вершине живут 200 человек кузнецов, а делают доспехи и железца стрельные и котлы выковывают". По другим сведениям их было тысячи три.
     На древность занятия кузнечным делом указывают и данные фольклора. В героическом эпосе северных шорцев говорится о богатыре (по другим данным, злом духе Эрлике), ковавшем раскаленное железо руками, употреблявшим пальцы вместо щипцов, а кулак вместо молота.
     Еще Сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы "кузнецами". Отсюда и пошли названия Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля.
     Там, где издавна шорские кузнецы добывали железную руду, а из нее выплавляли металл, в 1771 году был построен Томский железоделательный завод (ныне село Томское Прокопьевского района). Появились более качественные и дешевые изделия из железа, и примитивное шорское кузнечное железоделательное производство к концу XVIII века исчезло.
     Из других занятий наибольшее распространение получила охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до Октябрьской революции, а в горно-таежных местах сохранилось и до наших дней.
     Промысловые угодья Кузнецкой тайги были поделены между отдельными родами, а внутри рода между большими семьями - тёлями.
     Мрасские шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра "пел" сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов - покровителей охоты. Добытая пушнина или деньги, вырученные за нее, делились поровну между членами артели, включая сказочника.
     Промысел "хорыг" состоял из двух периодов; осеннего и зимне-весеннего. Последний начинался обычаю в ноябре, когда выпадал глубокий снег и замерзали реки. Он состоял из малой охоты по первому снегу и дальней - большой охоты.
     Малая длилась до середины декабря, большая с перерывами - до конца февраля - начала марта.
     Зимой шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками - зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов. Осенью били барсуков и рябчиков.
     Инвентарь охотника состоял из фитильного или кремниевого, а позднее пистонного ружья "малтыг", пороха, дроби, сетей "энных", самострелов "айа", деревянных капканов спускного типа "шергей", пулулейки "калып".
     Добыча и инвентарь осенью и весной перевозились обычно на нартах "шанак", а зимой, по рыхлому снегу - на волокушах из шкуры лошади "сюртка". Но иногда груз просто носили за спиной в кожаных мешках.
     Лыжи делали черемуховые, полозья их обивали "камусом" - шкурой с голени лошади или марала. Рулем при спуске с гор служила универсальная деревянная лопатка "каяк" или "курчек", которым также отгребали снег при постройке балагана и установке капканрв. Через плечо охотника была переброшена сумка "арченак" из телячьей или барсучьей шкуры мехом наружу, ремень-портупея "натруска" с набором охотничьих принадлежностей. На поясе у охотника висел нож "пычах" в деревянных или кожаных ножнах.
     Запас продовольствия на весь сезон заготовлялся сообща и завозился с осени в охотничьи таежцые балаганы: это "талкан" в кожаных мешках, сытная брага "абыртка" в берестяных туесах, хлеб, сухари, соль, сушеное конское мясо "согум"
     Промысловая одежда состояла из домотканой куртки "шабыра", поверх которой надевалась вторая - войлочная, простеганная, с пелериной - воротником из барсучьей шкуры; штаны тоже были из кендыря (домотканого холста). Обувью служили кожаные сапоги, вместо носков - трава "азагат". На голове - холщовая шапка, подбитая тряпьем, на руках - рукавицы из кожи.
     Охотничьи балаганы, сооружались с осени и были двух типов: жердчатые - временные и срубные - бревенчатые, расчитанные на сезон или несколько.
     Рыболовство носило сезонный характер и было наиболее развито у нижнемрасских шорцев. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк.
     Основным орудием лова были сети "энгме". На маленьких реках рыбу часто ловили мордами "суген" и корытами "ашпар".
     Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей.
     Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.
     Земледелие было развито повсеместно: плужное у северных шорцев и мотыжное - у южных.
     При первом типе земледелия, заимствованного от русских, использовались деревянная соха "салда" с железным наконечником, деревянная борона, серп. У богатых шорцев в начале XX века, появились железные плуги и простейшие конные жатки. Мололи они зерно на водяных мельницах. Размеры полей исчислялись гектарами, в отличие от южных шорцев, где участки измерялись загонами. Только у северных шорцев были приусадебные огороды. Терминология орудий труда при плужном земледелии была уже русской.
     Мотыжный тип земледелия, распространенный в таежной части Кузнецкого уезда, более примитивный и древний. Возделывались, мотыгами "абылами" небольшие участки на солнечных склонах гор, которые приходилось очищать от леса с помощью топора и огня. Эти участки обрабатывали 3-4 года, затем бросали и переходили на новое место. Зерна разбрасывали руками, после чего боронили суковатой палкой или корягой, которую таскала лошадь.
     Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овес, коноплю, картофель.
     Мотыжное земледелие было известно населению верховьев Томи, как полагают некоторые исследователи, с эпохи бронзы. С, периода позднего железа стал использоваться "абыл" и топор-тесло "адылга". Очевидно, земледелие у предков шорцев действительно появилось в глубокой древности и не было связано с влиянием русской культуры, оно получило слабое развитие. Так, к началу XX века 33,7 % шорских хозяйств вообще не имело посевов, 20,3% имело посевы от 0,1 до 0,5 десятин.
     Собирательство. Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений - корней кандыка, сараны, пиона, колбы, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод, Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка "озуп", состоящая из черенка длиною 60 см с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником.
     С развитием товарных отношений и торговли в начале XX века широкое распространение получил сбор кедрового ореха. В конце XIX в. широкое распространение получил сбор кедрового ореха. В конце XIX в. им занимались 28,2% шорских хозяйств на Кондоме и 35,5% по Мрассу, и в отдельных волостях до 70%. Сезон начинается в середине августа и продолжался до первого снега. В кедровниках у каждой семьи был свой балаган. Из орудий промысла использовались: терки "паспак", молотки-колотущки "токпак", сита "элек", веялки "саргаш", лукошки для переноса ореха "тергеш".
     Скотоводство у шорцев, по сравнению с другими народами Южной Сибири, было развито слабо. Около 9,4% всех шорских хозяйств не имело лошадей, а 18,9 % - коров. Причина - отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов. Наиболее удобной была долина Кондомы, но лучшие ее земли к концу XIX- началу XX вв. были заняты русскими переселенцами или сданы в аренду приискам. Шорцам остались средние и худшие участки по опушкам леса. Скученность скота на этих прогалинах приводила к быстрому вытаптыванию и гибели растительности, и, чтобы скот не голодал, шорцы во второй половине лета выгоняли его на выкошенные места, на "отаву". Но и она скоро исчезала.
     Но, несмотря на неблагоприятные условия, даже в самых глухих местах к началу XX века шорцы разводили лошадей крупной породы, низкорослых коров. На одного жителя в среднем приходилось по две лошади и столько же голов крупного рогатого скота. Встречались семьи содержащие до 20 животных, овец не более 2-Зх.
     Пчеловодство у шорцев сочеталось с бортничеством. Им занималось 14% хозяйств по Кондоме и 16% по Мрассу. Наилучшие условия для пчеловодства были в низовьях Кондомы, где, кроме медоносных трав, сохранился участок липового леса. При том самые большие пасеки располагались по притоку Кондомы Антропу, некоторые из них насчитывали до 1000 ульев.
     Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Все производилось только для собственных нужд и лишь плетение сетей и гончарное дело у жителей низовьев Мрассу к концу XIX века приобрело характер кустарного промысла.
     Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили стебли конопли и крапивы. Ткали шорки на особом станке ""кендырь тыбеге". Готовый холст шел на изготовление всего набора одежды и голенищ обуви. Части одежды сшивали кендырными нитями или сухожилиями марала.
     Повсеместно была распространена обработка кожи "сагары"
     Обработка дерева выражалась в изготовлении седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды. Для этого употреблялся нехитрый инструмент: ножи, долота, резцы.
     В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду.
     Известна шорцам была и резьба по кости.

Пути сообщения и средства передвижения

      В кузнецкой тайне существовало несколько путей сообщения. Наиболее удобными были тележные дороги от Кузнецка до села кондомского и улуса Красный яр. Пеший путь, по которому можно было также проехать верхом на лошади, соединял село Солтон со Спасским и Надеждинским приисками и шел далее к верховьям Абакана до улуса Матур. Это был древний торговый путь, называемый в народе "Улуг-гол". Третья дорога вела от улуса Мыски по правому берегу Таштыпа, а оттуда до Абаканских степей.
     Летом передвигались также по рекам в лодках-долбленках "кебе", а зимой - на камусных лыжах, транспортируя груз на маленькой нарте "шаныг". К началу XX века северные шорцы начали использовать русские сани.

Таежные поселения и хозяйственные постройки

     Наиболее древним жилищем шорцев можно считать прямоугольный каркасный шалаш "одаг" в форме усеченной пирамиды. Существовали летний и зимний "одаги". Зимний утепленный берестой, пихтовыми ветками, вторым слоем жердей, засыпанный землей.
     Третий вид одага отличающийся плоской крышей сооружался на время полевых работ.
     В конце XIX - начале XX вв. наибольшее распространение получила зимняя срубная бревенчатая юрта.
     Русские срубные избы-одноклети и пятистенки стали на рубеже XX века основным зимним жилищем шорцев, особенно в низовьях Мрассу и Кондомы, а также в крупных таежных улусах.
     Разбогатевшие на торговле пушниной, кедровым орехом и медом некоторые шорцы из улусов Красный яр, Мыски, Осинники к началу XX в. стали строить одно- и двухэтажные дома, крытые тесом или железом. Внутренняя обстановка этих домов напоминала дома кузнецких купцов,
     Домашняя утварь была преимущественно деревянная или берестяная и изготавливалась самими хозяевами. Из железных изделий в употреблении были, котлы для варки пищи "козан", чаши для обжаривания ячменя "коргуш", чугунные кувшины для "араки".
     К концу XIX - началу XX вв. в одежде шорцев все ощутимее сказывалось влияние русской культуры. Мужчины стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Обычным костюмом женщины было платье "кунек" из покупного ситца различных цветов или черного сатина, подпоясанное кушаком. Поверх платья надевался фартук. На голову накидывали разноцветные шали, на ноги обували ботинки.
     Традиционная одежда сохранилась в начале XX века только в самых глухих улусах верховьев, Мрассу и Кондомы. Шили ее из гладкого черного сатина сатина или домотканой ткани "кендыря". Мужчины носили традиционные рубахи "кунек" из грубого конопляного холста или из приобретенной у русских бязи "табы". Покрой их был туникообразный с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны "шанбэр штан" шили из такой же материи. Пояс сплетали из конского волоса или конопляное верёвочки.
     Верхний распашной халат "шабыр пантек" был также из домотканого холста. Ворот и нижняя часть подола обшивалась тесьмой "нака", связанной из синего, красного или желтого гаруса или английской шерсти. Халат застегивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком "кур".
     Зимняя одежда - шубы и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся ситцевый кисет "нанчик" на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка "канзэ", огниво "оттук", кремень "оттык таш", нож "пычах" в деревянных ножнах "калып".
     На голове носили шапки "пюрюк" из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом - картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги "удук" из кожи домашней выделки, иногда, у бедных с холстяными голенищами. Встречалась и обувь из оленьего камуса.
     Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета "кунек" длиною до пят, застегивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из черной ткани. Вязевые синие штаны "штан" не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата "пантек" украшалась двумя рядами раковин каури "чаланбаш" или вышивалась геометрическим узором их цветных ниток. Голову покрывади платком "плат" красного или желтого цветов, на ногах были кожаные галоши "чарык" или сапоги "удук".
     Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы.
     Женщины применяли также украшения: серьги из стальной проволоки или меди с бисером, тонкие кольца или медные перстни. У зажиточных можно было увидеть ожерелье из 3-х рядов стеклянных бус разных цветов.
     Основной пищей шорцев в конце XIX - начале XX вв. - пшеничный и ржаной хлеб "калаш" на Мрассу и "терптех" - на Кондоме, мука из обжаренных зерен ячменя "толкан" и ячменная крупа "шарык".
     Пищей служило и обжаренное на костре мясо всех птиц и животных за исключением рыси, выдры и крота. С развитием торговли в пищу чаще стали употреблять конину, баранину, свинину.
     Картофель варили в мундире или пекли в золе.
     Из коровьего молока шорцы производили сметану "каймак", масло "сармай", мягкий сыр "пыштак", творог "кадыпсу".
     Наибольшей популярностью пользовался покупной кирпичный чай, хотя употребляли для згой цели и травяные настои.
     Традиционные напитки "арака", "абыртка", делались из ячменя и картофеля.

Христианство, традиционные верования, фольклор

     Согласно традиционному мировоззрению кузнецких шорцев мир разделен на 3 сферы: небесную землю - "Ульхи гер" (Земля Ульгеня) - небо; среднюю землю - "Орти гер" или "бистын гер" - нашу землю и землю злых духов - "айна гер" - подземный мир.
     Во владениях высшего божества - Ульгеня имеется 9 небес. Сам Ульгень живет на 9 небе. Ульгень, совместно со своим братом Эрликом, который в мифологии шорцев олицетворяет зло, сотворили мир и человека.
     Человек по легенде обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами - хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Духи эти почти не отличаются от людей по образу жизни, Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды.
     Существовали также духи - покровители охоты, которых угощали перед выходом на охоту.
     Религиозное наполнение охотничьего промысла было настолько обильным, что и сам промысел представлялся чем-то священным.
     В каждой семье имелись изображения духов предков, являющихся покровителями домашнего очага.
     Жизнь любого человека по воззрениям кузнецких татар-шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника - шамана, особого избранника божеств среди живущих на земле людей.
     К услугам шамана прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при родах, перед сбором урожая... Шаманы были неодинаковы по силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман "шабынги" камлал веником, рукавицей палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных.
     К началу XX в. большинство коренного населения исповедовало официально православное христианство. Этому способствовала деятельность миссионеров, особенно Василия Вербицкого, который на средства Алтайской духовной миссии в с. Кузедеево построил церковь и небольшую школу для "инородческих" детей. Методы распространения христианства были самые различные - от прямого принуждения до введения различных льгот для "новокрещенных". Вместе с введением христианства миссионеры распространяли передовые методы ведения хозяйства, поощряли строительство новых бань. Христианство сливалось с традиционными представлениям шорцев, наслаивались на них. В мифологию шорцев вошли персонажи и сюжеты из библейских сказаний: Адам, Ноев ковчег и т.д.
     Однако до конца на В.Вербицкому, ни продолжателям его дела, так и не удалось искоренить языческие обряды и верования.
     Вплоть до коллективизации шаманы продолжали играть большую роль в общественной жизни.
     Наряду с шаманизмом продолжали существовать и прежние родовые дощаманские культы - огня, гор, медведь и т.д. Моления в этих случаях осуществлялось без участия шамана с произвольными для каждого случая обращениями и действиями.
     Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами "кай", сказками бытового и фантастического содержания "нывак", "черчек", "нартпак", рассказами и легендами "порунгу чоок", "каен чоок", "эрбек", загадками "таптак", пословицами и поговорками "кен тос", "тагпаг сое", "улгер сос", свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыим историческими песнями "сарын" - остатками древних героических поэм и охотничьими песнями.
     Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.
     Из всех жанров наиболее развитым был героический эпос, распространенный только у населения низовьев Мрассу, Кондомы и верховьев Томи, а также на Пызасе. Носителями и создателями эпоса были не все шорцы, а только сеоки Аба, Челей, Чедибер, Калар, имеющие телеутское происхождение.

Семейные обряды. Новый год

     Рождение ребенка у кузнецких татар отмечалось скромно. Для  содействия родам проводился ряд обрядовых действий, После родов пуповину заворачивали в тряпку и прятали в сухое место. Затем зашивали в украшенный раковинами и пуговицами мешочек "чаарых" и привязывали к зыбке.
     Если рождался мальчик, его отец делал лучок и стрелку -эмблему зверопромышленника и атрибут древнетюркского божества плодородия Умай-эке, подарившего жизнь ребенку. В случае если рождалась девочка, в углу над колыбелью прибивали к стене вершину молодой березки - символ свадебного шалаша и, значит, будущего замужества. С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали ножик или ножницы, привязывали к ней пулю или пуговицу. Шаман брызгал варевом из рябчика и кедровых орехов в сторону, где находились атрибуты, и обращался к божеству Умай с просьбой о помощи новорожденному.
     В наречении имени ребенку могли принять участие отец, мать, родственники и даже случайные люди, оказавшиеся во время родов в юрте. Главное при этом- избежать совпадений с именем отца, брата или старшего из мужчин. При крещении священник давал другое имя по христианскому календарю.
     В основе шорской свадьбы лежала социально-бытовая безрелигиозная обрядность.
     Нормальным возрастом для вступления в брак считалась 14-17 лет. Большой удачей считалось взять в жены молодую крепкую здоровьем вдову с ребенком. В этом была гарантия от возможного бесплодия и залог будущего богатства. В конце XIX - начале XX вв. у кузнецких татар-шорцев существовало два основных способа заключения брака: умыканием "кыс аларга" и сватовством "уда". В обоих случаях свадьба "той" справлялась обычно весной.
     Умыкание невесты проходило с ее согласия. Жених с друзьями увозили невесту в свой улус, где ее сдавали родственникам жениха по женской линии, а утром сооружали супружеское жилище "одаг". Жених с помощью огнива высекал в одаге огонь, а невеста одаривала всех присутствующих медными кольцами, которые собирались с
детства.
     Затем жених и невеста садились рядом перед шалашом, и одна из родственниц заплетала невесте правую косу, приглаживая ее большой мясной костью и давая молодым откусывать от не кусочки мяса. Другая родственница заплетала левую косу, выполняя аналогичные действия со сметаной, Концы кос связывал вместе жених.
     Все последующие три дня свадебного пира молодые должны были находиться в свадебном жилище, принимая подарки и угощая родственников жениха. По истечении трех дней молодые в плоть до постройки отдельной юрты переходили жить в дом свекра.
Через 5-10 дней к родителям «украденной» девушки приезжал посланник от жениха обговорить размер калыма и сроки проведения очередной пирушки - малой "байги". В назначенный день в улус невесты прибывали молодые в сопровождении родителей и других родственников мужа с большим количеством «араки». Целью обряда мирения "чараш" было показать уважение к народным традициям и наладить отношения между родителями путем уплаты калыма.
     Вторая "байга" - табачная. Она справлялась так же весело через месяц после выхода девушки замуж. На ней родные жениха дарили родителям невесты табакерки.
     Третья и четвертая "байга" - мясные, устраивались они через год или два.
     Так же по установленным правилам проходила свадьба "сватовством".
     Погребальный обряд кузнецких татар - шорцев претерпел, начиная с конца XIX века, под влиянием христианства некоторые изменения, но в целом продолжал сохранять традиционный комплекс представлений о смерти и потустороннем мире.
     До распространения христианства гроб вообще не делался -покойника зашивали в кендырь или завертывали в бересту и подвешивали к дереву в чаще.
     Кладбища, которые появились вместе с христианством, располагались на ближайшей от улуса горе. По окончании погребальной церемонии на могиле оставляли берестяную коробку с пищей для души умершего. Часть пищи шаман разбрасывал в разные стороны, заманивая душу в мир мертвых. Рядом с могилой закапывали после похорон куклу - вместилище души "сюне". После камлания все возвращались домой, запутывая следы, бросая через плечо пихтовые ветки и оставляя на тропе топор лезвием к кладбищу. Шаман окуривал всех присутствующих дымом лучины и камлал, уговаривая душу умершего не возвращаться.
     В конце XIX - начале XX вв. сохранялись более древние типы захоронений, такие, как воздушный и наземный, но только для детей и некрещеных.
     На седьмой, сороковой день и через год после смерти справляли поминки по душе, которая теперь переходила в другое состояние и называлась "узют".
     Новый год у шорцев совпадал по времени с Рождеством. Праздники шли всю неделю. Из села в село приезжали гости. Молодежь устраивала "оюн": пляски, танцы, песни отдельно от взрослых. В гости ходили из одного дома в другой, долго не сидели. Вечером собирались в большой дом, устраивали оюн заполночь или даже до утра. Таким образом, празднование Нового года было одним из вариантов встреч и знакомств для молодых людей.
     Старшие тоже ходили в гости. Причем, каждая хозяйка старалась накрыть стол не хуже, чем у соседки - вкусно и красиво.
     Интересна и такая форма новогодних празднований, как «качаган». Он связан с древними тотемистическими представлениями - олицетворением рода с предком животных. (Подобная форма у русских - ряженые).
     Кто-нибудь наряжался, например, в шкуру медведя, ходил по домам, изображая «хозяина тайги» со всеми медвежьими ухватками.
     Наряжались и дети так, чтобы их не узнали, танцевали, плясали, пели.
     Шорцы жили по лунному календарю и с этим был связан еще один праздник - весенний. По сути он также представлял собой встречу Нового года: весной шорцы встречали восход солнца. Вероятно, этот обычай был связан с весенним равноденствием. Вставали задолго до восхода солнца, шли на высокую гору, там ждали восхода солнца и наблюдали его. Встрече солнца шорцы придавали большое значение и это было закономерно: если солнце повернуло на лето, значит, оживет жизнь в тайге, будут и зверь, и рыба, и шишки, и ягоды, и урожай посевов.
     Мы сейчас меньше зависим от природы, но смысл и символика народных обрядов и обычаев за годы, века не изменились: Новый год - это прощание со старым, надежда на новую жизнь!
     Развитие культуры у малочисленных сибирских народов отличается сложностью и многообразием. Наряду с распространяющимися общими для страны формами культуры сохраняются, а в некоторых случаях возрождаются ее народные элементы. Возникают и новые обряды, имеющие традиционную основу.
     Интенсивный приток многонационального населения в Горную Шорию привел к возникновению новых населенных пунктов со смешанным этническим составом. В таких поселках преобладают уличная планировка и стандартные дома. Особенно изменилась обстановка в Северной Шории, где началась разработка угольных месторождений. Там возникли города: Мыски, Междуреченск, Осинники, Калтан. Между населенными пунктами установлено регулярное железнодорожное, автомобильное или воздушное сообщение. Многие поселки в верховьях рек Мрассу и Кондомы прекратили свое существование. Похозяйственные книги сельских Советов показывают, что к 1985 году в Горной Шории осталось чуть более 40 поселков с преобладающим шорским населением, причем 82% из их числа - с населением до 40 человек.
     Быт шорцев, проживающих в крупных поселках и городах, ничем практически не отличается от быта представителей других национальностей.
     С середины 1985 года стали предприниматься попытки возрождения шорской культуры. В Таштаголе, Мысках, Новокузнецке, Междуреченске были созданы фольклорные ансамбли.
     В 1986 г. в с.Чувашка предпринята попытка возрождения традиционного праздника "Пайрам", приуроченного к окончанию весенне-летних полевых работ. На этом празднике кроме исполнения народных песен "сарын" и героического эпоса "кай" проводились состязания об борьбе "куреш", стрельбе из лука, скачки.
     С 1985 г. стал традиционным другой новый общешорский молодежно-спортивный праздник "Ольгудек", проводимый на горе Мустаг, а с 1988 г. «спустившийся» в долину реки Кондомы на Спасские луга. Проводится он перед началом сенокоса в первое воскресенье июля.
     Иногда предпринимаются попытки привести традиционную шорскую свадьбу, но чаще в свадебной обрядности встречаются лишь элементы шорских традиций.

Приложение


Украшения
1. Медный перстень "чустуг", 2. Приплётка к косе "чинча", 3. Медный перстень "чустуг",
4. Приплётка к косе "чинча", 5. Железная ушная подвеска "ызырга",
6. Оловянная серьга "ызырга", 7. Латунная ушная подвеска "куйга"


Орнамент
1. Воротник "чага", 2. Пояс "кур", 3. Бархатный воротник "чола". 4. Ситцевый воротник "мончир",
5. Меховые рукавицы "мелей", 6. Кисет "нанчык", 7. Кисет "нанчык", 8. Кожаный кисет "сыксыш",
9. Меховые рукавицы "мелей"


Типы захоронений
1. Воздушное в гробе - ящике, 2. Погребение в земле на жердяном помосте


Типы захоронений
1. Воздушное в берестовом свёртке, 2. В детской колыбели


Музыкальные инструменты
1. Буден "тююр", 2 Буден "тююр", 3. Буден "тююр", 4. Буден "тююр", 5. Колотушка "орба",
6. Трёхструнный музыкальный инструмент "тулу пуяк", 7 Буден "тююр", 8. Буден "тююр",
9. Двухструнный инструмент "кайгомысек"


Предметы быта
1. Курительная трубка "канза", 2. Табакерка "тамерке", 3. Коробка "карчак",
4. Курительная трубка "канза", 5. Детская колыбель "пебей", 6. Нагайка,
7. Курительная трубка "канза", 8. Нагайка


Одежда
1-2. Мужской халат "шабыр", 3-6. Рубаха "кунек",
4-5. Женский халат "кендырь", 7. Штаны "чанбарштан"


Головные уборы и обувь
1. Охотничья шапка "пурук", 2. Берестяной куртуз, 3. Шапка "пурук", 4. Охотничья шапка "пурук",
5. Сапоги "удук", 6. Сапоги "удук", 7. Женские тапочки "шарык"

                       


Наверх


На главную

                 
                       

   

 На главную

 Карта сайта
 

 

 

 

 

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности"

 
     
 

Статья 1 Декларации  принципов толерантности ЮНЕСКО

 
     

* * *

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить

Еще>>


Краеведческая коллекция «Новокузнецк: от прошлого к будущему»
   
.


Муниципальное бюджетное учреждение "Детская централизованная библиотечная система" г.Новокузнецка
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 27
тел: (3843) 77-25-82, 77-67-27
факс: (3843) 77-83-20
e-mail: dcbs@bk.ru
сайт МБУ "ДЦБС": www.dcbs-nvkz.narod.ru
сайт ЛИК Кузбасса: www.lik-kuzbassa.narod.ru
сайт Управления культуры Администрации г.Новокузнецка: www.kultura-nk.ru

Куратор сайта: Тетерина С.М.

© 2010-2012 Лоскутова Т.С.

При использовании информации, материалов и методических пособий, размещенных на этом сайте, необходимо указать ссылку на данный сайт

Хостинг от uCoz