.

 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

Книжный гид

 
 Публикации и
материалы
 

ИСТОРИЯ

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

КУЛЬТУРА

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

ПЕРСОНА

 

СОБЫТИЯ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ

КУЗБАСС

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

СЛОВАРЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ

 
А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
  Щ Э Ю Я  
 

Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Словарь толерантности


     Поляки, поляци (самоназвание), народ, основное население Польши. Численность 38,459 млн. человек (1993). За пределами Польши живут в Белоруссии (417,7 тыс. человек), Литве (258 тыс. человек), на Украине (219,2 тыс. человек), Российской Федерации (94,6 тыс. человек), Казахстане (60 тыс. человек), Латвии (60 тыс. человек); США (5,6 млн. человек), Германии (1,5 млн. человек), Франции (1 млн. человек), Канаде (400 тыс. человек), Великобритании (140 тыс. человек), Бразилии (200 тыс. человек), Аргентине (100 тыс. человек), Чехии и Словакии (по 40 тыс. человек), Бельгии (60 тыс. человек) и в других странах. Общая численность свыше 49 млн. человек. Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - в основном католики, есть протестанты.    

     Поляки как народ складывался с формированием и развитием древнепольского государства. Его основу составили объединения западно-славянских племён полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Процесс консолидации Поморья с остальными польскими землями был заторможен не только непрочностью политических связей его с древнепольским государством, но и своеобразием его социально-экономического и культурного развития (длительное господство язычества и др.). По говорам близки были поляне, слензане и висляне. В период политической раздробленности (XI-XIII века) отдельные польские земли обособились, но культурные и экономические связи между ними не прерывались. В ходе сопротивления немецкой экспансии и преодоления политической раздробленности (XIII-XIV века) осуществлялось объединение польских земель, расширялись и укреплялись связи между их населением. В это же время шёл процесс германизации захваченных немцами западных и северных земель (Нижняя Силезия, Поморье, Мазурия, Западная Великопольша).
     Но политическая разобщённость поляков сказывалась на их этнической истории. Ещё в XIX веке существовало несколько групп поляков, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе - великополяне, ленчицане и серадзяне; на юге - малополяне; в Силезии - слензане (слензаки, силезцы); на северо-востоке - мазуры и вармяки; на побережье Балтийского моря - поморяне. В группу малополян входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и другие группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам - курпи. В Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры (иногда их считают особой народностью). С ростом промышленности и урбанизацией, особенно с конца XIX века, различия между этими группами стали стираться.
     Более половины поляков живут в городах (наиболее крупные - Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань), заняты в многоотраслевой промышленности, торговле, бытовом обслуживании, в сфере здравоохранения, просвещения, науки, культуры.
     Главныеотрасли сельского хозяйства - земледелие и животноводство; основное направление - возделывание зерновых культур, значительная часть посевных площадей занимает картофель. Важное значение имеют овощеводство, садоводство. Кроме современной сельскохозяйственной техники применяются старые орудия: рамочные бороны, косы, грабли, вилы. Животноводство молочное и мясное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Для переездов, перевозок, отчасти сельскохозяйственных работ крестьяне традиционно используют ещё лошадей, в меньшей степени - волов.
     Различия природных условий, исторические судьбы различных областей способствовали возникновению региональных особенностей хозяйства и традиционной культуры. Так, в хозяйстве гуралей - жителей горных районов Малопольши и Силезии сохраняются традиции отгонного скотоводства. Согласно обычаю, владельцы овец выбирают старшего пастуха (бацу), у него есть помощники (юхаси) и погоняльщик (хонельник).
     В Западном и Восточном Поморье издревле развито морское рыболовство: им занимаются главным образом государственные промысловые организации и кооперативы современного типа, но кое-где на побережье сохранились старинные рыбацкие артели (машоперии), живы старинные обычаи коллективного лова рыбы. Рыболовство развито также в речных и озёрных районах страны (Мазурское Поозерье, районы течения Вислы и др.). Применяются как современная техника лова и транспортировки рыбы, так и старинные рыболовецкие орудия: остроги, верши, неводы, сети и др. Подсобные занятия - пчеловодство, сбор грибов и ягод.
     Традиционные типы сельских поселений: уличные деревни, окольницы и овальницы с домами, расположенными вокруг центральной площади или пруда (радиальная планировка). В процессе социально-экономического и культурного развития меняются планировка и типы застройки польских деревень. Во многих деревнях возведены новые здания - школы, клубы, кафе и др., в архитектуре которых сочетаются современный стиль и местные традиции. В клубах (светлицах) и кафе можно увидеть старинную крестьянскую мебель, интерьер кафе нередко выдержан целиком в стиле старой корчмы, еще сохраняющейся в отдельных деревнях. Здесь подают польские национальные блюда и напитки.
     В сельских поселениях многих районов преобладают срубные постройки. В Великопольше, Любушской земле, в Западном Поморье, Вармии, на Мазурах применяется каркасная конструкция стен из столбов и балок с заполнением пространства между ними глиной, кирпичом, обмазанными глиной связками соломы и др. Повсеместно растёт использование новых строительных материалов. Крыши построек четырёхскатные, двускатные или полувальмовые, с небольшим навесом. На западе и северо-западе сохранились дома с "подсенями" в виде арки, ниши, галереи. Традиционная планировка крестьянского жилища - трёхкамерная, с центральным или боковым расположением сеней. В Силезии, Великопольше, Мазовии, в южных районах Малопольши распространены сени с большим сводчатым камином, в него выходит устье хлебной печи, находящейся в избе. Современный сельский дом имеет несколько жилых и хозяйственных помещений.
     Большинство поляков носят современные костюмы. Традиционную народную одежду надевают в части деревень по праздникам. Разнообразны и красочны традиционные костюмы крестьян, приезжающих из различных районов на праздник урожая, другие общенародные торжества. Более чем в других районах традиционная одежда сохранилась в окрестностях города Лович и в горах, где крестьяне носят её повседневно. Для ловичского костюма характерны полосатые ткани; из них сшиты юбки, передники, женские накидки, мужские штаны.
     Сохранилась верхняя мужская одежда - сукман. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку (цуху) из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. Зимняя одежда гуралей - кожухи. Своеобразен краковский костюм: женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи - суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьём, металлическими пластинками и др. ; мужской - рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, из головных уборов (тёплые меховые Из шапки, шляпы и др.) интересна конфедератка, подобная головному убору польских военных.
     Семья преимущественно малая (простая), менее распространена расширенная (сложная) семья. В XIX веке встречались сложные "отцовские" семьи из супругов-родителей, их сыновей с жёнами и детьми и "братские", объединяющие несколько братьев с жёнами и детьми. Из старинных обычаев сохранились некоторые семейные (например, свадебные) и календарные.
     Традиционный свадебный цикл включал в прошлом сватовство, сговор (на нём договаривались о приданом и др.), обручение, венчание, свадебное пиршество. На свадьбе противостояли две "дружины" - жениха и невесты, состоявшие из их родственников и друзей. В современной свадьбе многие старые обряды уже не выполняются, остальные носят главным образом игровой характер. Сохранился обычай иметь дружек, но дружины жениха и невесты стали немногочисленными. По традиции заботятся о том, чтобы свадебный пир был обильным, в некоторых сельских районах к нему пекут ещё обрядовый хлеб - "колач", «каравай», мелкое фигурное печенье.
     Из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские - "Годы"; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества - сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. Принято в сочельник собираться в доме родителей или в кругу своей семьи. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой сотрапезники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая счастливого нового года, здоровья, удачи. Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, якобы от Святого Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Сейчас колядуют не повсеместно, колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.
     Славится общественными гуляниями польский "карнавал" - масленица. На Масленицу в последний четверг перед постом едят специально к этому дню выпеченные пончики, оладьи, пышки. Главный весенний праздник "Вельканоц" - Пасху поляки отмечают очень торжественно, как и в старину: к Пасхе красят яйца, выпекают обрядовый хлеб, которые освящают в костёле, готовят разнообразную праздничную пищу. Сохранились отчасти ещё обычаи хождения ряженых по дворам и обливания водой в пасхальные понедельник (девушек) и вторник (юношей). Некоторые традиционные народные праздники имеют иное значение, чем прежде. Например, дожинки стали всенародным праздником урожая. Отмечают новые праздники - День моря, День шахтёра, День ребёнка и др.
     В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок - узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение. Народные мотивы используют в своём творчестве многие художники-профессионалы. Богато устное народное творчество (обрядовые, календарные, лирические, семейные, трудовые песни, легенды, баллады, басни, сказки, пословицы и др.). Польские народные танцы - полонез, краковяк, мазурка и др. в переработанном виде распространились во всей Европе. Народные танцы, песни и музыка вошли в репертуар современных профессиональных и самодеятельных коллективов. Народные танцевальные и песенные мелодии звучат в произведениях польских композиторов.
 

                       


Наверх


На главную

                 
                       

   

 На главную

 Карта сайта
 

 

 

 

 

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности"

 
     
 

Статья 1 Декларации  принципов толерантности ЮНЕСКО

 
     

* * *

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить

Еще>>


Краеведческая коллекция «Новокузнецк: от прошлого к будущему»
   
.


Муниципальное бюджетное учреждение "Детская централизованная библиотечная система" г.Новокузнецка
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 27
тел: (3843) 77-25-82, 77-67-27
факс: (3843) 77-83-20
e-mail: dcbs@bk.ru
сайт МБУ "ДЦБС": www.dcbs-nvkz.narod.ru
сайт ЛИК Кузбасса: www.lik-kuzbassa.narod.ru
сайт Управления культуры Администрации г.Новокузнецка: www.kultura-nk.ru

Куратор сайта: Тетерина С.М.

© 2010-2012 Лоскутова Т.С.

При использовании информации, материалов и методических пособий, размещенных на этом сайте, необходимо указать ссылку на данный сайт

Хостинг от uCoz