.

 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

Книжный гид

 
 Публикации и
материалы
 

ИСТОРИЯ

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

КУЛЬТУРА

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

ПЕРСОНА

 

СОБЫТИЯ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ

КУЗБАСС

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

СЛОВАРЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ

 
А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
  Щ Э Ю Я  
 

Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Степан Торбоков  
   

Степан Торбоков о родном крае и о себе

     Родился в конце 1900 года 24 декабря в улусе ОСИННИКИ (ныне город ОСИННИКИ). Б 1913 году окончил церковно-приходскую школу. Б 1914 году попытался поступить в Бийское катихиза-торское училище, но не выдержал вступительный экзамен, а в гимназию сыну охотника-шорца не было доступа.
     Еще в детские годы я очень увлеченно слушал исполнение под аккомпанемент кай-комуса сказителя-поэта Ивана Константиновича Тельбезакова (Куштай Иванги). Дословно запомнил каждое сказание. А когда подрос, сам стал исполнять героический эпос. Во время колчаковщины хотел идти в партизаны, но передовые шорцы того времени - партизаны Федор Николаевич Токмашев и Александр Ильич Пебызаков - посоветовали ходить с кай-комусом в народ и петь героический эпос с тем, чтобы героические сказанья поднимали дух людей. Народ меня как юного сказателя слушал с огромным вниманием. После изгнания колчаковщины стал работать в родном селе наркомом и уполномоченным сельсовета и стал разъяснять односельчанам советское законодательство и помогать людям управлять своим хозяйством.
     Стихи начал писать еще в юные годы, но они были неуклюжие и исключительно - любовные. Б 1930 году меня послали в г. Красноярск на учительские курсы. Прослушав эти месячные курсы, я был направлен учителем в Тенешскую школу Горной Шории.
     Проработав в этой школе два года, был переведен в Тайлепскую школу преподавателем географии и биологии. Сразу почувствовав недостаток знаний, стал работать, учиться. Таким образом, работая, учился 15 лет. Б 1943 году окончил при Томском государственном университете заочное отделение пединститута, получил диплом с правом преподавания географии в средней школе. Еще в юные годы очень высоко ценил героический эпос нашего народа. Когда ушел с работы на заслуженный отдых, с целью сохранить от забытья замечательное поэтическое народное творчество - героические сказания - стал записывать на родном языке и построчно переводить на русский язык. Таким образом записал и перевел около 60 сказаний.

     Отец мой Семен Леонтьевич слыл знатным охотником-следопытом, а поэтому с ним вместе зимой на лыжах, в погоне за хищным зверем, прошел почти весь Кузнецкий Алатау, летом ходили за кедровым орехом в горношорскую тайгу.

Молчат, призадумались горы,
Но снова, в который уж раз,
Я слышу глухие укоры:
"Зачем позабыл ты про нас?"
Родные мои, не корите.
Не мог я забыть вас, не мог.
Хоть нет уже силы и прыти
Взобраться на дальний отрог.
Ни вами, ни мной не забыто.
Что давней, минувшей порой
Такому, как я, следопыту
Был соболь доступен любой.
Не сетуйте, други, - не надо...
Два раза не быть молодым,
Мы рады цветению сада,
Где жить поколеньям другим.

 

Шор-кижи

     Помню, в детстве, играя с ребятишками на берегу речки Кан-далепки, мы частенько находили округлые, похожие на лепешки и тронутые ржавчиной тяжелые камни. Тогда я не знал еще, что это вовсе не камни, а "тебир-поктары" - остатки шлаков древних плавильных печей, живая встреча с кузнечным искусством моих предков, которые несколько столетий назад плавили железо и делали из него наконечники стрел, мотыги, топоры, ножи, всевозможную хозяйственную утварь. А когда, подросши, узнал, то стал расспрашивать стариков, внимательно прислушиваться к легендам и преданиям, извлекая из них крупицы подлинной истории моего народа. С тех пор история шорцев стала неотъемлемой частичкой всей моей жизни.
     До 1925 года, когда постановлением советского правительства был образован национальный Горно-Шорский район, нас называли кузнецкими татарами, имея, вероятно, в виду ремесло наших предков, или, как телеутов и кумандинцев, - просто туземцами. А шорцами стали мы зваться по имени самого большого рода "Шор".
     Прежде шорцы жили родами-чонами. Северную часть Шории "поделили" меж собой Барсияе чону, Бежбаяк чону, Абалар чону, Табыска чону, южную - Калар чону, Шор чону, Кызай чону и другие. Несколько родов-чонов облюбовали себе низовья реки Мрассу.
     Во главе каждого чона стоял паштык - управляющий, избираемый на сходке мужчинами не моложе восемнадцати лет. Женщины к выборам не допускались.
     Немалый интерес представляет сам ход выборов. Каждый из собравшихся подходил к кандидату на должность паштыка, дотрагивался до него рукой, одобряя таким образом выбор, или хватал его за правую руку и сильно хлопал по плечу. Кандидат как бы старался убежать от таких «ласк», но его крепко, весело хохоча, держали несколько сильных парней. И тогда, будто бы уступая воле народа, кандидат «смирялся» и принимал на себя обязанности паштыка.

     Вероятно, отсюда и пошло слово "тударга" - «держать», а не выбирать. И по сию пору в дни выборов у нас говорят "в совеке тударга" - не избирать, а держать советскую власть.
     Разумеется, при выдвижении кандидатов на должность паштыка разгоралась настоящая борьба между байской верхушкой и бедняцко-середняцкой частью населения. И чаще всего избирали середняка, чтоб никому не было обидно. Так, на моей памяти, паштыком Барсиятского чона был избран середняк Павел Малышев, а паштыком Бежбаяковского чона — середняк Егор Тайбичаков. Они были последними паштыками. Столыпинская реформа, направленная на ликвидацию общинного крестьянства, положила начало распаду чонов, росту кулачества и обнищанию основной части населения.
     Преступников, кстати сказать, судил сам народ на общем собрании — сходке. Основной формой наказания была порка сырыми прутьями. Чем тяжелее вина, тем больше прутьев. Но бывали случаи, когда сход присуждал виновного к тюремному заключению или высылке из родных краев, за пределы губернии. Решение схода было окончательным.
     Тех же, кто совершал особенно тяжкие преступления, как-то убийство, грабеж, насилие, судили три паштыка из соседних чонов. Приговор тогда посылался на утверждение в мировой, уездный суд, и не было случая, чтобы мировой судья не утвердил решения паштыков.
     Все это было сравнительно недавно, каких-нибудь пятьдесят-сто лет тому назад. Отдаленные же наши предки вели в основном кочевой образ жизни. Зимовали в горах, потому что зимой на возвышенности теплее, чем в низине, а летом спускались и долины рек и речушек. Жили в шалашах. Зимою охотились, а летом занимались рыбной ловлей, собирали и сушили кандык, саранку и другие съедобные растения и корни.
     Те, кто жил на юге Шории, с давних времен научились раскорчевывать тайгу и обрабатывать землю. Орудиями труда были мотыги да деревянные грабли, но и с их помощью, тщательно и заботливо ухаживая за ростками пшеницы, ячменя, овса, удавалось собирать неплохие урожаи. Каждый колосок бережно выдергивался с корнем. Колоски связывались в небольшие снопики, которые подвешивались затем на жерди для сушки.
     Скотоводством шорцы не занимались, хотя и знали названия почти всех домашних животных. «Не корми ребенка молоком. Разве молоко для ребенка пища?» - говорится в одной из шорских легенд.
     Вплоть до Октябрьской революции, а в отдаленных улусах даже и в первые годы советской власти, покойников не зарывали в землю, а в гробах или просто завернутыми в бересту подвешивали к крепким сучьям деревьев. Гробы выдалбливали из кедра, сосны, ели, а снаружи обтесывали.
     Шорцы верили в чистого духа Улгена и злого духа Эрлика. Улген, как и русский бог, находился на небе, а злодей Эрлик - в подземном царстве. Улген даровал счастье и жизнь. Эрлик напускал на людей несчастья и болезни. Возможно, потому и покойника подвешивали на дерево, чтобы он не попал в лапы к злому Эрлику. Пусть лучше возьмет его к себе достославный Улген.
     При принятии христианской религии шорцы стали двоеверцами. Исполняли христианские обряды, но не забывали и своего Улген-хана. В случае какого-нибудь несчастья, призвав шамана-кама, обращались за помощью не ко Христу, а к своему старому знакомому.
     Новый год отмечался шорцами весной. Я хорошо помню, как в детстве, лишь только прогремят раскаты первого грома, все жители улуса, стар и млад, выбегали на улицу, снимали шапки, платки, бросали их вверх и восторженно и радостно кричали: "Пусть мой старый год меня оставит! Пусть новый год придет ко мне!" Затем все бежали к реке и умывались. Через несколько дней, пока не распустились на деревьях листья, народ приходил к священной березе - шачыла. Каждый приносил в туеске приготовленную для этого случая брагу и разноцветные ленты для украшения священной березы. Когда собирался весь улус, один из стариков брал в правую руку поварешку, в левую - туесок с брагой, подходил к березе и, стоя лицом к востоку, окроплял ее брагой, а затем, обращаясь к священной березе от имени всех жителей улуса, начинал моление:

Змеиная голова зашевелилась,
Жизнь вновь к нам вернулась.
Горные двери открылись.
Горы и воды согрелись.

     Старик пел, а остальные, затаив дыхание, с благоговением вслушивались в таинственные слова молитвы. Ведь он молил природу даровать людям в новом году счастье и здоровье, мирную и благополучную жизнь, удачливую охоту и хороший урожай.
     Названия месяцев у шорцев связаны с явлениями природы и хозяйственной деятельностью человека. Так, январь - "кичиг кырлаш" - морозный месяц, февраль - вьюжный, март - перевальный (в мартовское новолуние глухари переходят из одной долины речки в другую, переваливая горные хребты или гривы), апрель - месяц бурундука (зверек выходит из нор на поверхность, начиная добывать себе пищу), май - месяц мотыги, июнь - месяц прополки, июль - месяц сенокоса, август - месяц молнии, сентябрь -— месяц жатвы, октябрь - месяц молотьбы, ноябрь - месяц охоты и декабрь - старший месяц. Ни о каких числах месяца шорцы не знали. Счет дням велся по фазам луны. Охотники, уходя в тайгу на промысел, говорили, что вернутся в таком-то месяце, когда луна будет на ущербе или наоборот, и наказывали домашним к тому времени приготовиться к встрече.
     На охоту уходили в новолуние или полнолуние Считалось, что тогда охота будет удачливее. Даже лес для жилья старались заготавливать в новолуние, полагая, что он будет крепче и долговечнее.
     День возвращения промысловиков отмечался особо торжественно. К этому дню варилось пиво, готовились вкусные кушанья. Собирались все родные, приглашались знакомые, охотника поздравляли с возвращением и добычей. Веселье длилось несколько дней. Неплохой этот обычай сохранился и до сих пор.
     До столыпинской реформы шорцы платили так называемый государственный албан - налог пушниной. Каждый мужчина должен был сдать шкурку лучшего колонка либо горностая, от шести охотников в государеву казну шла шкурка соболя либо крупной выдры.
     Оплата албана отмечалась на отесанной палочке рубчиком, потому что грамотных людей почти не было. Я помню лишь, что на девять чонов был один грамотный писарь, и в каждом улусе его встречали как редкого и почетного гостя.
     День сбора албана назначался паштыком и обязательно летом - в июле или августе, когда заканчивался сенокос, а время для уборки урожая еще не подошло. И хотя людям приходилось бесплатно отдавать с таким трудом и риском добытые шкурки, все же этот день отмечался торжественно - расплатились, дескать, с долгом, теперь гуляй на здоровье.
     На собранные с каждой семьи деньги покупался жирный бык или корова-перестарка. Быка или корову тут же забивали и варили в казанах. Из тяжелых плах составлялся огромный круг. В первую очередь на самые почетные места усаживали стариков и старух, затем садились охотники и уж после - все остальные. Специально избранные для этого случая юноши и девушки разносили в чашках нарезанное мясо, а мужчинам-охотникам преподносились большие кости с мясом. После "пиршества" старики и пожилые люди пели песни, а молодежь устраивала состязания в борьбе и беге. Девушки плясали в кругу, дети играли в лапту.
     На таких вот празднествах холостые мужчины присматривали себе невест. Кстати, жениться шорцу было непросто. Родителям невесты требовалось уплатить калым: одного коня, одного-двух бычков и не менее ста рублей. Недешево обходилась и сама свадьба - "той". Из-за такого обычая немало бедняков и батраков на всю жизнь оставались холостяками или женились на вдовах, за которых калым не полагался.
     Выплата калыма была запрещена Советским правительством еще в 1928 году. Однако и по сей день в отдаленных улусах можно встретить случаи выплаты калыма - настолько крепки традиции предков.
     В заключение коротких этих заметок мне хотелось бы остановиться на некоторых географических названиях, связанных с историей нашего народа.
     Наиболее интересно в этом отношении происхождение названия речки Кандалеп, в долине которой расположен город Осинники. Слово "кандалеп" происходит от шорского "кантогул", что в буквальном переводе означает - кровь проливалась.
     Предание говорит, что в этом месте был жесточайший бой с джуйгарами и вода речки была густо смешана с человеческой кровью...
     Есть еще и речушка Кандалепка, на которой стоит село Кандалеп. В детстве, помнится, старики не разрешали пить из нее воду и даже поить лошадей потому, что вода в ней якобы священна - до сих пор, дескать, здесь течет кровь прадедов, погибших в бою с джунгарскими ханами.
     И совершенно не прав исследователь прошлого века миссионер Вербицкий, утверждавший в своей работе "Алтайские инородцы", что бои происходили не с джунгарскими ханами, а с русскими казаками
     Переходящие из поколения в поколение легенды и предания убедительно доказывают это. Шорцы приняли русских казаков, как друзей. Не только боев, но и каких-либо вооруженных стычек между ними не происходило. Русский народ помог нам перейти от полудикого кочевого образа жизни к настоящей оседлой жизни, научил строить избы, хозяйствовать на родной земле, поделился своей мудростью и фольклором. Шорцы очень любят слушать русские сказки и сказания, потому что в них есть немало общего с нашими легендами и преданиями.

 

Улус Тайлеп

     Когда-то давно среди непроходимой дремучей тайги, в живописном местечке Тайлеп, впервые поселились шорцы - охотники Тайбичаковы и Торбоковы. Вначале жили в одагах-шалашах, а потом, срубив хаты, поселились в них. Переехали они из улуса Нижние Кинерки. Постепенно стали селиться и другие: улус вырос до 13—15 дворов. Жители влачили жалкое существование. Они занимались охотой, добычей кедрового ореха и хмеля. Добытые трудом и потом пушные товары за бесценок сдавали осинниковским баям Куртигешевым.
     Питались шорцы изготовленным из жареного ячменя толокном и мясом убитых зверей: медведя и оленя, марала, сохатого, белки и других животных. По ночам их жалкие лачуги освещались лучиной. В улусе царили бескультурье, невежество. О хлебопашестве шорцы не имели никакого понятия, плодородные земли, заросшие кустарником и лесом, пустовали. В улусе не было ни одного грамотного человека, о школе шорцы не смели и мечтать. Таков был их удел при царизме.
     Великая Октябрьская социалистическая революция совершенно изменила облик улуса Тайлеп. Жители заговорили о школе. После изгнания Колчака она была организована. Первой учительницей была уроженка Осинников Марфа Семеновна Мигашева, которая стала учить грамоте не только детей, но и взрослое население. В 1935 году начальная школа была реорганизована в семилетнюю. За время ее работы из среды тайлепцев вышло немало образованных людей.
     ...Шорцы с помощью советской власти стали заниматься хлебопашеством. В 1930 году бедняки и середняки организовали колхоз "Красношорец". Объединившись, стали наступать на дремучую тайгу. Там, где раньше бродили медведи, загудели провода, появились большие табуны скота. Бескультурье и невежество ушли в прошлое. В нынешнем Тайлепе днем с огнем не найдешь неграмотного человека. Улус преобразился. На месте лачуг давно поставлены добротные дома, крытые шифером. Почти в каждом доме телевизор или радиоприемник. За последние годы построены типовые кирпичные скотные дворы. Подобное раньше жители нашего улуса могли видеть лишь на картинах.
     Построено немало каменных двухквартирных жилых домов, есть добротный магазин. О клубе, библиотеке и школе говорить не приходится, они давно вошли в быт села. Очень радостно сознавать, что бывший отсталый шорский улус на наших глазах превратился в культурное село.

 

   

Шорня всюду со мной

   
Слово о Степане Торбокове Читать >>
Я рад своей судьбе Читать >>
Голос гор Читать >>
Не тронь такую красоту Читать >>
О любви я пою Читать >>
Шория всюду со мной Читать >>
Шорские народные сказки  
     Пчёлка Читать >>
     Волшебная шапка Читать >>
     Охотник Панюгеш Читать >>
     Чок Анчы Читать >>
Из истории родного края Читать >>
Позовите в переводчика шорца Читать >>
Из эпоса о Кадыг-Кылыше Читать >>
   
                       


Наверх


На главную

                 
                       

   

 На главную

 Карта сайта
 

 

 

 

 

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности"

 
     
 

Статья 1 Декларации  принципов толерантности ЮНЕСКО

 
     

* * *

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить

Еще>>

Лучшая цена на установка видеонаблюдения в Екатеринбурге.


Краеведческая коллекция «Новокузнецк: от прошлого к будущему»
   
.


Муниципальное бюджетное учреждение "Детская централизованная библиотечная система" г.Новокузнецка
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 27
тел: (3843) 77-25-82, 77-67-27
факс: (3843) 77-83-20
e-mail: dcbs@bk.ru
сайт МБУ "ДЦБС": www.dcbs-nvkz.narod.ru
сайт ЛИК Кузбасса: www.lik-kuzbassa.narod.ru
сайт Управления культуры Администрации г.Новокузнецка: www.kultura-nk.ru

Куратор сайта: Тетерина С.М.

© 2010-2012 Лоскутова Т.С.

При использовании информации, материалов и методических пособий, размещенных на этом сайте, необходимо указать ссылку на данный сайт

Хостинг от uCoz