f Сказки еврейские


.

 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

Книжный гид

 
 Публикации и
материалы
 

ИСТОРИЯ

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

КУЛЬТУРА

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

ПЕРСОНА

 

СОБЫТИЯ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ

КУЗБАСС

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

СЛОВАРЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ

 
А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
  Щ Э Ю Я  
 

Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Сказки еврейского народа

 
Бедная вдова и клад
Благочестивая разбойница
Вещий сон
Горшок с жиром
Два свидетеля
Жаба-оборотень
Жених с того света
Индюк-камень
Клад
 

 

Бедная вдова и клад

     Жила-была вдова и было у нее пятеро детей. Каждое утро уходила вдова на работу, а дети оставались дома. Она оставляла детям еду и запирала дом на замок. Вот однажды пришла вдова с работы, а дети ей и говорят с плачем, что во время обеда из-под печки к ним вдруг выбежал теленок и съел все, что было в тарелке у самой маленькой - Сореле. На второй день повторилось то же самое. Плачут дети - боятся теленка. Но бедной женщине надо на работу и некогда возиться с детьми. Однажды, когда дети расселись вокруг стола, из-под печки снова выбежал теленок и начал есть из тарелки маленькой Сореле. Тогда Сореле рассердилась и стукнула теленка ложкой по голове. Теленок тут же рассыпался грудой золота. Когда бедная вдова вернулась с работы и увидела золото, она поняла, что к ней пришло счастье.

 

  

Благочестивая разбойница

     Когда-то ведь не было железных дорог, и люди ездили на подводах. Вот один еврей однажды поехал к цадику. Дело было в пятницу, он спешил и, как на зло, заблудился. Едет-едет, вдруг видит свет, подъехал ближе, видит - забор, ворота, он и въехал прямо в ворота, а во дворе стоят два еврея. Спрашивает он их, можно ли ему остаться здесь на субботу. Отвечают ему: да, но к нам, если заезжают, то обратно не выезжают. Тут понял еврей, что попал к разбойникам, и стал просить отпустить его, пожалеть его, но те в ответ одно: от нас выхода никому нет. Тогда еврей стал плакать, предлагать деньги, а те отвечают: мы денег не берем - мы берем душу. Тут еврей стал еще пуще умолять, упрашивать. Когда один из разбойников говорит:
      - Знаешь что, спросим у нашей матери, как она скажет, так и сделаем.
     Зашли в дом. А в доме все по-субботнему: на столе белая скатерть, две свечи. Подошли к комнате матери - она заперта, но через замочную скважину гость видит, что стоит женщина, читает Шмойноэсре. Помолилась, открыла дверь и вышла к ним. Тут сын-разбойник рассказал ей о просьбе гостя отпустить его со двора.
     - Об этом не может быть и речи, - отвечает мать. - Сто и одно - все одно. У моего сына легкая рука и очень острый нож, - вы даже не почувствуете.
     Тогда гость еще больше стал ее упрашивать, а она свое:
     - Отпустить вас мы не можем. Мы разве разбойники? Разве мы выходим на большую дорогу и хватаем людей? Мы убиваем только тех, кого Бог нам посылает. Сто и одно - все одно. Я благочестива, и я выполняю волю Божью - кого Малхамовес не может умертвить, того Господь Бог, да будет благословенно Его имя, посылает к нам. Вы только не тревожьтесь, выберите себе любую кровать, - а уж остальное сделает мой сын, у него легкая рука и острый нож, вы даже не почувствуете.
     А он все просит, чтоб его отпустили: так, мол, и так, оставил дома жену, детей, хозяйство. Разбойница в ответ:
     - Не говорите глупостей. Дети будут жить без вас, хозяйство будут вести без вас. Сто и одно - все одно.
     Короче говоря, видит еврей: ничего не получается, и стал упрашивать, чтоб хоть отложили его смерть до завтра. А разбойница говорил
     - Нет, до завтра не получится. В субботу мы не убиваем.
     - Тогда пусть будет в воскресенье или в субботу вечером, - просит гость.
     Мать разбойников подумала и решила:
     - Ладно, пусть будет в субботу вечером.
     Ну, переночевал еврей эту ночь у разбойников. Утром вышел во двор и видит за домом груду человеческих костей, отрубленных голов, рук, ног - чуть в обморок не упал. Идет дальше и видит: тропинка. Была не была, думает, надо бежать! Не убежишь - вечером зарежут, а убежишь и поймают - все равно зарежут. Короче говоря, пустился еврей бежать по тропинке и бежал, пока не выбрался в поле. А там мужики косили рожь. Он и спрашивает, как ему попасть в местечко. Они подробно объяснили, что надо, мол, идти до речки, а через речку вплавь. Подошел еврей к речке, вдруг слышит за спиной крик: "Не ходи! Не ходи!", смотрит - бежит к нему какой-то человек. Он испугался: не из тех ли вчерашних разбойников? Нет, бежит мужичок. Подбежал и говорит:
     - Здесь не плыви, здесь утонуть можно. Иди вон там - там вброд перейдешь.
     Еврей так и сделал, перешел речку вброд и попал в местечко.
     Вот и все.

 

 

Вещий сон

     Одному еврею три раза подряд снилось, что его счастье ждет его на мосту. И вот он, надеясь найти клад, пошел к мосту, но ничего там не нашел, хотя не один раз прошелся по мосту, высматривая клад.
     Сторож моста спросил, что, мол, ты ходишь взад и вперед по мосту. Тут наш еврей рассказал ему про свой сон.
     Смеется над ним сторож:
     - Пхе... Пустая вещь сны. Вот сегодня я в будке вздремнул и снилось мне, что я нашел клад в твоей печке.
     Услыхал еврей слова сторожа, побежал домой, велел жене принести топор и начал ломать печку, а жена сокрушается: виданное ли это дело, чтобы исправную печь ломать из-за вздорного сна?
     Разбирает еврей печь кирпич за кирпичом, и вдруг топор наткнулся на металл. Дрожащими руками еврей вытащил из-под обломков чугунок, доверху набитый золотыми монетами.

 

 

Горшок с жиром

     Жили-были старик со старухой. Однажды в субботу вечером осенью, после праздников, старик прилег и задремал, а старуха стала растапливать жир. Стоит она себе у печи, поминутно заглядывает в горшок. В доме тихо. Задумалась старуха о домашних делах. Бедность кромешная, дрова на зиму не запасены, у старика зипунишко совсем прохудился, а тут еще и сама занемогла - все колет под сердцем, хотя старику она об этом и не заикалась, чтобы зря не расстраивать. Вот только вся надежда на жир. Разольет она его по горшочкам и пойдет по домам продавать. Стоит старуха задумавшись и вдруг видит: из-под печки вытянулась худенькая детская ручка и застыла, будто просит чего-то. И хоть старуха очень испугалась, но достала шкварок и положила в маленькую ладошку. Рука исчезла. Вслед за этим стала старуха разливать жир из горшка в маленькие горшочки и - о чудо! - замечает, что в горшке жир не убывает. Она уже наполнила жиром все свои горшки, кружки, тарелки, а жир все не убывает. Наполнила все ведра, вылила воду из бочки и налила туда жиру, а в горшке, что на печи, все так же полно, неиссякаемый источник, да и только.
     Тут вдруг проснулся старик. Видит, что время уже за полночь, а старуха еще не спит, встал поглядеть, чем это она занята.
     А старуха все разливает растопленный жир. Тут старик рассердился и как закричит:
     - Сколько можно заниматься жиром? Скоро утро, а ты все еще не кончила. Может, кончишь наконец?
     Старуха всплеснула руками:
     - Пропало! Была в доме благодать, а ты ее прогнал. Видишь, все это нам подарил шрейтеле, а теперь после твоих слов кончилась благодать.
     Права оказалась старуха. Жир в горшке кончился. Но и того, что успела собрать старуха, достало, чтобы выручить за жир немало денег и купить старику шубу, заготовить на зиму дров и других припасов.
     Долго после этого вспоминали старик и старуха доброго шрейтеле, который им так кстати помог.

 

 

Два свидетеля

     Во времена царя Саула жила в городе Ашкелоне одна вдова. Умирая, муж оставил ей богатое наследство: множество золотых и серебряных монет и слитков. Вдова все боялась, что ее обкрадут, и не могла придумать, куда спрятать свои сокровища. Наконец, она сложила их в глиняные кувшины, залила сверху медом и поставила в кладовку.
     Однажды вдове пришлось надолго отправиться в дальние края. Перед отъездом она занесла кувшины с сокровищами к соседу и попросила сохранить их до ее приезда. Что в этих кувшинах, она ему, конечно, не сказала и понадеялась, что сам он в них заглядывать не будет. Но очень скоро у соседа в доме был большой пир, и к концу трапезы гостям за столом не хватило меду. Сосед решил налить меду из кувшина вдовы. Едва он оттуда зачерпнул, как увидел, что там золото, а вовсе не мед. Он заглянул в другие кувшины вдовы и увидел, что они полны сокровищ, как и первый. Тогда сосед, недолго думая, переложил все богатства в свою посуду, вышел из кладовки и никому ничего не сказал.
     Через много дней вернулась вдова в Ашкелон, забрала у соседа свои кувшины, принесла их домой и... Ах! Кувшины оказались пусты. Заплакала вдова, побежала к царю Саулу и рассказала ему, что сосед обобрал ее. А по закону обижать вдов не полагалось. - Свидетели у тебя есть? - спросил царь.- Кто-нибудь видел, как ты деньги клала в мед?
     - Кто же мог видеть? - плакала вдова.- Я ведь это втайне делала.
     - Раз свидетелей нет - ничем не могу тебе помочь,- сказал царь.- Теперь тебе разве что Всевышний поможет.
     Заплакала вдова, вышла из царского дворца и побрела по дороге. А около дороги играли ребята. Один из них, рыжий, с золотыми прекрасными глазами, заметил вдову, подбежал к ней и спросил с сочувствием:
     - Что с тобой? Отчего ты так плачешь? Рассказала ему вдова, как обобрал ее сосед, как рассудил царь, и раз нет у нее свидетелей, то и осталась она нищая и одна-одинешенька на свете.
     - Не плачь, добрая женщина. Есть еще надежда,- сказал мальчик.- Быстро иди к царю и проси его, чтобы он меня позвал в судьи. И правда выйдет на свет.
Поспешила вдова к царю Саулу и сказала ему все, как мальчик велел. '
     - Пусть приходит и рассудит,- согласился царь. Пришел мальчик во дворец. Царь увидел его и засмеялся:
     - Такой маленький, а уже судить берешься?
     - Сужу не я, а Господь,- гордо ответил мальчик,- я лишь сделаю то, что смогу. Разреши мне, и я рассужу этих людей. Правда сама на свет выйдет.
     - Ну, суди,- кивнул царь.
     Мальчик велел привести соседа, а вдове велел принести кувшины, которые она ему оставляла. Когда вдова принесла кувшины, мальчик указал на них соседу:
     - Эти кувшины оставляла тебе женщина?
     - Эти,- ответил сосед.
     Тогда мальчик стал брать кувшины один за другим и разбивать их на мелкие осколки. Никто не понимал, зачем он это делает. Вдруг на одном из осколков ярко блеснули две золотые монеты. Они приклеились ко дну кувшина и не попали в руки вора.
     - Вот - два свидетеля! - указал мальчик на монеты.- А это - вор! - указал он на соседа.- И свидетели рассказали правду.
     Вор понял, что правда вышла на свет, и вернул вдове все деньги, которые он у нее украл.
      Скоро весь еврейский народ знал историю о том, как мальчик рассудил вдову с соседом и вывел на свет правду. И все говорили о том, что он умница и с ним Бог. Имя этого мальчика было Давид, и пришло время, когда он стал царем Израиля.

 

 

Жаба-оборотень

     Однажды святой Бешт впал в задумчивость. Три дня он ходил погруженный в глубокое раздумье, а на четвертый вдруг обнаружил себя в знойной пустыне. Он очень удивился и подумал, что неспроста его сюда занесло. Вдруг Бешт увидел неподалеку толстую уродливую жабу. Жаба, не сводя с Бешта пристального взгляда, медленными, короткими прыжками приближалась к нему.
     - Кто ты? - спросил жабу Бешт.
     - Я .человек, - раздался голос жабы. - Ровно сто лет назад я по велению свыше был превращен в жабу и изгнан в пустыню, где нет людей и где никто не может отпустить мне мои грехи.
     - Расскажи мне, в чем же ты грешен? - спросил Бешт.
     - Мои грехи начались с того, - сказала жаба, - что я не мыл рук перед едой. Когда Сатана стал меня обвинять, ему на -Небесном Суде разъяснили, что за один грех нельзя наказывать и что если ему удастся ввести меня в еще один грех, тогда мне зачтется и первый грех и я буду строго наказан. Сатане удалось ввести меня во второй грех, потом я не устоял и ещё раз поддался ему:
     Совершил третий грех, потом четвертый.
     Сказано ведь, "грех влечет за собой грех".
     Так мало-помалу я совершил всевозможные грехи, и Небесный Суд решил лишить меня возможности раскаяния. Поэтому Сатана сделал меня пьяницей. Я много пил, а пьяный не задумывается о грехах и о том, что его ожидает. Так я и умер, не успев раскаяться в своих грехах. А так как в первый раз я согрешил тем, что пренебрег омовением рук, мою душу после смерти вселили в жабу, в тварь, которая у всех вызывает брезгливость, и отправили в пустыню, где некому помолиться за мою душу и тем принести мне прощение.
     Тут святой Бешт понял, для чего он очутился в пустыне и стал горячо молиться за душу грешника.
     Через некоторое время он увидел, что жаба упала, распластавшись у его ног. Она была мертва, а душа грешника вознеслась ввысь.

 

 

Жених с того света

     В городе Шаргороде жили два молодых человека, обоим еще не исполнилось шестнадцати лет. Они были друзьями, вместе сидели в бес-медреше и изучали Тору. Однажды тот, который был постарше, заболел, поболел недолго и умер. Велико было горе младшего, но постепенно он стал забывать своего друга. Прошли годы, и Нахман, так звали младшего, задумал жениться. Вскоре он обручился и стал готовиться к свадьбе. Наступил наконец канун свадьбы. По обычаю, жених в ночь перед свадьбой не должен оставаться один, ибо в эту ночь ему грозят козни нечистой силы.
     Около полуночи Нахман вышел ненадолго во двор, и тут вдруг к нему подошел его покойный друг. Жених вначале было испугался, но вскоре стал отвечать на расспросы покойника, рассказал ему, что завтра утром у него свадьба. Покойник вместо поздравлений стал звать Нахмана к себе, чтобы показать, как он живет. Но жених о том и слышать не хотел, дескать, ему пора спать, а то завтра вставать на рассвете. Но покойный друг так просил, так настаивал, пускай зайдет всего, мол, минут на двадцать, что жених согласился. Пришли они в очень красивый дом, весь обставленный красивой мебелью. Видит жених, на круглом столе лежит том Гемары. Спрашивает покойник жениха:
     - Давай, дорогой мой, посостязаемся, кто лучше помнит то, что мы изучали в юности. Ты, верно, успел уже все позабыть?
     Это задело Нахмана за живое, он сел к столу и завел с покойным другом дискуссию на ученую тему.
     Вдруг Нахману показалось, что они спорят уже больше часа. Он поднялся и стал прощаться с товарищем, но тот все не отпускал его, продолжал спорить по поводу галахи, которую они только что обсуждали.
     Наконец жених попрощался и вышел на улицу. Прошел несколько улиц, пришел на свою, подошел к дому - что за диво: вместо знакомого приземистого дома, из которого он вышел час тому назад, стоит другой дом, а в доме совсем другие комнаты, другая мебель и совсем другие люди. Никто не может сказать, где живет его тесть. Видит он: люди только смеются над его словами, а одежда у них со всем не такая, как у него, на его же одежду прохожие косятся с удивлением. В недоумении побрел растерянный жених среди незнакомых ему людей, стал их спрашивать о своих близких, а их никто не знает.
     Но вот в одном доме он наткнулся на старика, которому было сто двадцать лет. Старик стал вспоминать историю, которую слыхал в детстве, историю о том, как у соседа сто пятьдесят лет тому назад вышел ночью накануне свадьбы из дома жених и обратно не вернулся.
     Тут жених понял, что один час на том свете равен ста пятидесяти годам на этом. От горя жених тут же поседел и стал молиться, прося смерти у Бога. В тот же день он умер.
     Эта история записана в старом шаргородском пинкасе.

 

 
Индюк-камень

     Отправился еврей-перекупщик в деревню гусей покупать. Идет он довольный, напевает, предвкушая хороший заработок.
     Вдруг видит: лежит на дороге связанный жирный индюк.
     Еврей подошел к индюку, хотел поднять, а индюк оказался таким тяжелым, что поднял его еврей с большим трудом. Поднял и пошел своей дорогой.
     Идет еврей, идет и чувствует - что такое? Индюк становится все тяжелее и тяжелее. Чем дальше, тем больше невмоготу ему нести индюка. Крепился еврей, но бросить индюка жалко. Так он нес его, нес, пока наконец все же не бросил. Упал индюк на землю и превратился в камень.
     Тут только еврей понял, что это был не индюк, а нечистая сила.

 

 

Клад

     Один богач построил себе дом. И вот однажды слышит чей-то голос из-под крыши:
     - Берегись, падаю!
     Богач испугался, выехал из дома и сдал его по дешевке одному бедняку.
     Однажды бедняк услыхал загадочный голос: "Берегись, падаю!" и крикнул:
     - Падай!
     И вдруг в сенях что-то грохнуло. Дрожа от страха, бедняк вышел в сени и увидел на полу два мешка, набитые золотом. Это был клад. С тех пор бедняк этот разбогател и стал первым богачом в городе.

Материал взять с сайта:   teremok.in

                       


Наверх


На главную

                 
                       

   

 На главную

 Карта сайта
 

 

 

 

 

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности"

 
     
 

Статья 1 Декларации  принципов толерантности ЮНЕСКО

 
     

* * *

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить

Еще>>

Максим Александрович Федоренко - главный редактор газеты Южный Федеральный


Краеведческая коллекция «Новокузнецк: от прошлого к будущему»
   
.


Муниципальное бюджетное учреждение "Детская централизованная библиотечная система" г.Новокузнецка
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 27
тел: (3843) 77-25-82, 77-67-27
факс: (3843) 77-83-20
e-mail: dcbs@bk.ru
сайт МБУ "ДЦБС": www.dcbs-nvkz.narod.ru
сайт ЛИК Кузбасса: www.lik-kuzbassa.narod.ru
сайт Управления культуры Администрации г.Новокузнецка: www.kultura-nk.ru

Куратор сайта: Тетерина С.М.

© 2010-2012 Лоскутова Т.С.

При использовании информации, материалов и методических пособий, размещенных на этом сайте, необходимо указать ссылку на данный сайт

Хостинг от uCoz