.

 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

Книжный гид

 
 Публикации и
материалы
 

ИСТОРИЯ

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

КУЛЬТУРА

 
Книжный гид
 
Публикации и
материалы

 

ПЕРСОНА

 

СОБЫТИЯ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ

КУЗБАСС

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

СЛОВАРЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ

 
А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
  Щ Э Ю Я  
 

Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика

 

 

Легенды горы Зеленой

Устное творчество шорского народа

       
   
 

Ульгень и журавль    
 


     Охотники Горной Шории никогда не убивают журавлей и не используют их в пищу. Запрет этот имеет древние корни. Легенда гласит: птица помогла человеку добыть огонь.
     ...Давно это было. Бог неба Ульгень создал землю и все живое, а огня людям не дал. Звери и птицы в тайге хорошо жили. Птицам в гнездах было тепло - их грели перья. Зверям в берлогах было тепло - их грели шкуры. Человеку было плохо - огня нет, в юрте холодно, пищу приготовить не на чем. Обратились люди к птицам: "Вы вокруг всей земли летаете, к небу поднимаетесь, моря и горы преодолеваете. Помогите нам огонь найти". Полетели птицы в разные земли - не сумели найти огня. Только птица журавль никуда не полетела. Пришла она к человеку и сказала: "Разве нет на березе гриба, разве нет в скале камня, а у вас силы? Если два камня взять и ударить друг о друга - огонь будет!" Взяли люди два камня, ударили друг о друга, посыпались искры на сухой березовый гриб. Так древние люди научились добывать огонь.

       

   

Забавы Ульгеня, или Легенда о том,
как всё появилось на свете

     Каждый шорец знает, что весь мир разделён на три земли: средняя земля, в центре которой стоит гора Мустаг («пуп земли» - так называют ее шорцы); подземный мир - земля злых духов, где хозяйничает кровожадный Эрлик; небесная земля - владения Ульгеня, там всегда светло и тепло. Благополучие людей зависит от Ульгеня. Он может многое дать людям, надо только попросить. А здоровье и сила человека зависят от Эрлика. И вот почему.
     Никто, конечно, этого не помнит, но все знают, что вначале не было ничего. Были только могучий Ульгень и Эрлик, тоже могучий, но все-таки слабее Ульгеня, потому что его сила была злой, а сила Ульгеня - доброй.

     Соседство с Эрликом тяготило Ульгеня. Ему было скучно. Подумал Ульгень и создал небо. Бескрайнее и бездонное небо пугало своей глубиной и однообразием, и Ульгень придумал солнце. Яркое солнце осветило небо, сделав его голубым и радостным, но оно слепило и утомляло глаза. Мудрый Ульгень решил дать солнцу отдохнуть и сделал ночь. Глухая темнота опустилась на небо. Стало холодно и тревожно. "Немножко света не помешает", - подумал Ульгень и разбросал по небу искорки звезд, а к ним добавил луну - главный источник ночного света. Творческий порыв не оставлял Ульгеня. Он сделал землю, потому что купол прекрасного неба должен был что-то покрывать. Земля у Ульгеня получилась гладкая, как стол. По гладкой поверхности земли текли спокойные реки. Тут пришел Эрлик, решив принять участие в создании мира. "Поверхность твоей земли слишком гладкая, реки твои ленивые. Я добавлю сюда горы",- сказал он.
     Забрался Ульгень на самую высокую и красивую гору - Мустаг. Мир был прекрасен, но молчалив. И тогда Ульгень населил этот мир живыми существами: защебетали в травах птицы, забурлила в реках рыба, леса наполнились разным зверьем. Долго Ульгень наслаждался своим творением, пока не понял, что не хватает в мире главного - существа, похожего на него самого, на Ульгеня. Не хватает человека, для которого и создал Ульгень небо и землю, реки и горы, птиц и зверей.
     Хороший у творца человек получился. Красивый и сильный. Только без души. Старательный Ульгень из сил выбился, но всё без толку. Не получается душа. Тут  подоспел Эрлик: "Хочешь, помогу тебе, но с условием: душа человека будет мне принадлежать. Я ею владеть буду". Ульгень было возмутился, но делать нечего - пришлось согласиться. Сорвал Эрлик стебель дягиля *, полый внутри, сделал из него трубку и вдохнул в рот человека душу. С тех пор живет в человеке душа, дающая ему способность смеяться и плакать, любить и ненавидеть. С душою человек ярче ощущает все краски мира, в котором живет. Одно плохо. По уговору, душа человека принадлежит Эрлику, который время от времени забирает людские души в свой подземный мир. Тогда умирают люди. И никто ничего с этим поделать не может. Даже всесильный Ульгень.
 

   

Посредники между
Богом и людьми

     Есть у шорцев всесильный Ульгень, отзывчивый и добрый. Он всегда готов помочь человеку, да разве всех услышишь? Придумал Ульгень из большого количества соплеменников выделять одного, сильного духом и нежного сердцем. Назвал его "камом", или "шаманом". С ним и ведет беседы Ульгень о людских проблемах.
     Избранника Ульгеня всегда можно узнать по отметке, что дается ему от рождения. Ее называют "артын суок" - "лишняя кость". Иногда это бугорок на пальце руки или ноги, утолщение сустава, или ямка на мочке уха. Когда взрослые замечают у подросшего ребенка такую отметину, ему с детства внушают, что он - будущий кам.

     Задачи у кама разнообразные - рассеять тучи перед праздником, изгнать из тела болезнь, испросить удачу в охоте.
     Многими секретами владеет кам, знает язык духов гор, понимает пение птиц и звериные крики. Случилась в улусе беда - идут к каму. Только он способен общаться с Ульгенем.
     Кам окружен предметами, несущими в себе огромную таинственную силу, и главный из них - шаманский бубен.
     Не Ульгень, а Мустаг - могучий дух горы - раскрывает каму секреты изготовления бубна. Обод для бубна надо сделать из тальника, что клонится к воде бурной Мрассу возле большого серого камня; обручи для обода надлежит изготовить из гибкого ствола пряной черемухи; ручку - из белой березы; тонкой костью рябчика нанести рисунок на ручку бубна и после этого приступить к главному - обтягиванию бубна кожей.
     Шкуру дикого козла долго вымачивают в водах Мрассу, соскабливают шерсть и сушат. Натянуть шкуру на бубен - работа не из легких. Один человек с ней не справится. Тут нужны несколько крепких мужчин. Сильными руками растягивают они кожу, закрепляя ее по краям обода.
     Всю ночь в дыму большого костра под звуки ритуальных песен коптят шаманский бубен. И только после того, как нанесен на него рисунок, состоящий из множества символов, понятных посвященным, бубен к камланию готов.
     Также тщательно готовят для бубна колотушку. Иначе чем будет шаман извлекать из бубна звуки, посылаемые Ульгеню?
     Опять в дело идет черемуха, заячья шкурка, конский волос и ремешок, в петлю которого продевают руку. Ни в коем случае не должна колотушка упасть с руки: тогда все усилия будут напрасны, магическая сила бубна будет утрачена. Не докричится кам до Ульгеня. Не придет Ульгень на помощь людям.
     Все село собирается в день, когда кам общается с духами. Обряд камлания превращается в торжественный и красивый древний праздник. В этот день природа и люди находятся в тесном соприкосновении. Сливаясь, они образуют единое целое, единый неразрывный живой мир, вечный и прекрасный.
 

       

Что там, на небесах?
 

     Спросите у шорца: откуда берется радуга, гром и молния? Шорец ответит: это Ульгень резвится. Вокруг самой знаменитой шорской горы Мустаг простирается прекрасная земля, которую однажды, в незапамятные времена, создал для людей могущественный Ульгень. Так гласит легенда.
     Земля покоится на воде, а в воде живет огромная старая рыба, которую шорцы называют "кер-балык". "Балык" по-шорски - "рыба". В Шории есть река, которая так и зовется - "Балык-су", "рыбная вода", или "река, наполненная рыбой".
     Так вот, когда кер-балык под землей шевелится, земля трясется. Но сильных землетрясений в Шории не бывает. Спокойно ведет себя кер-балык.

     В летнее время случаются в Горной Шории сильные грозы. Сверкает молния, гремят раскаты грома. Молодежь по-своему понимает грозу, но старые шорцы знают наверняка: это бог неба Ульгень скачет на своем бело-сивом коне, погоняя его плетью. Молния - плеть Ульгеня. Гром - удары плетью.
     Успокоит Ульгень коня - гром затихнет. Спрячет плеть - молния спрячется. А после дождя вспыхнет на небе радуга - это разными поясами сверкают небеса. Синяя часть радуги хранится на втором небе и называется "синий пояс", за ним следует красный пояс, потом серый и голубой. Омытые свежим дождем, небеса начинают прихорашиваться, демонстрируя миру свои яркие одежды.
     Бывает, небеса хмурятся. Напустят хлопья низких облаков, чтобы помешать солнцу, луне и звездам пробиться вниз и порадовать людей теплом и светом. Сделать это трудно: слишком высоко над землей - на седьмом и восьмом небе - располагаются солнце и луна. Выше них только сам Ульгень. На девятом небе живет Ульгень, и в его мире всегда светло и благостно. Там не вянет трава, не сохнут цветы. Там сыты звери и плодовит скот. Но люди Ульгеню не завидуют: так и должно быть там, где правит владыка неба. Люди знают: Ульгень благосклонен к ним - ив год хорошего урожая и удачной охоты благодарят Ульгеня, надеясь на то, что и дальше он не откажет им в помощи.
 

       

Как созвездие
Кан-Ергек появилось

     Ясной, безоблачной ночью надо выйти из дома и посмотреть в высокое небо. Яркие звезды таинственно подмигнут тебе, засияют, обрадованные вниманием, и - кто знает!- может быть, откроют тебе свои звездные тайны.
     В прежние времена жил на земле богатырь. Звали его Кан-Ергек - "ездящий на бело-сивом коне".
     Однажды вышел Кан-Ергек на охоту. Бело-сивый конь нес богатыря. Девять охотничьих собак сопровождали его. Увидел Кан-Ергек ветвисторогого лося, за ним погнался. Быстрее урагана мчался лось. Богатырь не отставал. Стремительная была гонка. Три раза вокруг земли промчались, стал богатырь лося настигать.

     Уже прицеливаться начал, уже собаки готовы были вцепиться в задние ноги лося. И тут могучим прыжком взвился в небо лось. Кан-Ергек на своем коне и с тремя самыми выносливыми собаками вслед лосю прыгнул.
     На небе продолжалась погоня. Как на крыльях мчался лось. Бело-сивый конь под богатырем запалился, отставать начал. Пожалел богатырь коня, спрыгнул с него, от тяжести освободил. Еще немного продержался любимый конь Кан-Ергека, потом повалился с ног и превратился в неподвижную звезду. Опечаленный и рассерженный, богатырь натянул тетиву своего лука, прицелился, и меткая стрела поразила лося. Рухнул лось, превратился в звезду. Самовольное вторжение в небесные пределы разгневало небо. Оно не хотело отпускать богатыря. Сам Кан-Ергек, три гончих пса, стрела, пронзившая лося, тоже звездами на небе засияли.
     Так и появилось созвездие, которое шорцы зовут Кан-Ергеком, русские - Орионом, а другие народы называют по-своему, каждый на своем языке.
 

       

Ольгудек

     В шорских преданиях Ольгудек считается прародителем шорцев и легендарным богатырем, имя которого и сейчас любимо шорским народом. Ежегодно в Горной Шории проводится праздник, на котором юноши состязаются в силе, ловкости, меткой стрельбе. Этот праздник называется "Ольгудек".
     На реке Кондоме есть утес Панто-гаязы. Утес замечателен тем, что был зимней стоянкой богатыря Ольгудека. Летом богатырь жил на реке Кылдаш, затерянной в таежных лесах. Жил вольно, ни от кого не зависел и никому не платил дани. Но однажды в здешние земли пришли чужие люди - ойроты. Покорили местных жителей и обложили ясаком. Ольгудек не подчинился ойротам и с реки Кондомы ушел на гору Карабур в пещеру неприступного утеса.

     Непокорный Ольгудек не давал покоя ойротам. Несколько раз они пытались поймать его. Лучшие ойротские воины взбирались на гору Карабур для поимки Ольгудека, сила и ловкость которого восхищала даже его врагов. Только мощному отряду, снаряженному к пещере, удалось взять в плен Ольгудека. Связанного по рукам и ногам сыромятными ремнями, повезли Ольгудека на чужбину, радуясь тому, что покорили героя.
     На пути встретился камень величиною с корову. Воины-ойроты предложили помериться ловкостью и точностью стрельбы. Встали в трех верстах от камня, пустили стрелы. Только одна стрела, стрела Ольгудека, долетела до камня, расколов его надвое. Не смогли сдержать восторженных возгласов спутники Ольгудека.
     Необычайное искусство Ольгудека вызвало уважение ойротов. Его достойно поселили на чужбине и стали относиться к нему с почтением, помня о его способностях пускать стрелу с такой силой, что она разбивала камень.
     Всё бы хорошо, только мучила Ольгудека тоска но родным местам, по шумливой Кондоме, полной рыбы, по тайге, богатой пушниной, - местам, где родился и вырос.
     Шло время. Случилось так, что однажды Ольгудек обменялся взглядом с красавицей ойроткой. Полюбили они друг друга, поженились. И, убаюкивая маленького сына, пел Ольгудек печальные песни. Ойроты сжалились над ним, отпустили на родину с женою, сыном и провожатыми.
     Нет, не было счастья Ольгудеку! Во время долгожданного пути домой умер Ольгудек, не достигнув желанной Родины. Печальная весть облетела улусы. Опечалились сородичи богатыря. Но жена его с сыном пришли в дом Ольгудека. Жена вышла замуж за одного из провожатых, от этого союза и произошли многие шорцы.
     Некоторые считают, что всё было совсем не так. Но то, что многие шорцы произошли от богатыря Ольгудека, бесспорно. Чем же еще объяснить их смелость и бесстрашие, ловкость и сноровку и в бою, и в охоте?!
 

       

Ульгень и Эрлик

    В шорских легендах две могучие силы, два божества определяют все события в мире - хорошее и плохое, добро и зло. Зовут их Ульгень и Эрлик. Когда-то они существовали вместе, но случилось так, что пути их разошлись. После того как Ульгень сотворил землю и человека, зависть поселилась в сердце Эрлика. Злоба, рожденная завистью, не давала покоя ни днем, ни ночью. Как превзойти Ульгеня? Что сотворить, чтобы мир был поражен и восхищен талантом Эрлика?
     Сделав себе молот, наковальню, кузнечные меха и клещи, раскалил Эрликжелезо и ударил по нему, вложив в этот удар всю свою ненависть к Ульгеню. Сила ненависти была такой мощной, что тотчас из-под молота выскочил бес и радостно запрыгал вокруг создателя.

     Вдохновленный удачей, Эрлик наковал множество духов и определил их себе в слуги. Еще Эрлик сотворил трех животных: медведя, барсука и крота. Медведь получился силен, блудлив и опасен; барсук и крот бесконечно рыли землю, особенно крот. Его бесчисленные норы пролегали под лошадиными тропами. Лошади проваливались и ломали ноги.
     Жалобы людей дошли до Ульгеня. Призвал он к себе Эрлика и потребовал прекратить вредить людям.
     - Дай мне место на земле во владение, - вскричал Эрлик. - Я буду хозяином и буду делать так, как мне хочется!
     Отказал ему Ульгень.
     - Дай хотя бы столько земли, чтобы я мог поставить свой посох!
     Согласился Ульгень. Хитрый Эрлик забил свой посох в землю и с силой выдернул его из земли. Вместе с посохом выскочили дикий кабан, змея, лягушка и множество других тварей, вредных и смертельно опасных для человека.
     Разгневался Ульгень, понял, что не будет между ними мира и согласия:
     - Нет тебе места на земле, ступай-ка ты в преисподнюю и делай там, что тебе угодно!
     С тех самых пор владения злобного Эрлика - подземный мир. Беснуется он там, исходит ненавистью и при каждом удобном случае мстит ни в чем не повинным людям.
 

       

Темир-Тау -
«железная гора»

     Однажды в Горной Шории, у истоков реки Учулен, на вершине плоской горы, люди нашли железную руду. Это случилось давно, когда тайга и горное эхо еще не слышали выстрелов из ружья, а пушистый соболь не знал лязга железных капканов.
     На берегу звонкой реки Мрассу жили братья-охотники. Старшие братья с охоты богатую добычу несут - белка и соболь будто сами их ищут. Младший брат с пустой сумкой возвращается - нет ему удачи. Коренья кандыка да стебли ревеня - вся его пища. «Видно, Хозяин тайги на меня прогневался», - думает охотник.    

     Достанет он деревянного божка Шалыга, злого духа тайги, и начинает уговаривать и угощать, остатками чая на костер брызгать. На комысе, сделанном из кедра, пел печальные песни. Молил Шалыга не гневаться и послать удачи. Да всё напрасно. Половину тайги обойдет - ни с чем вернется.
     Сидел он как-то у костра, тосковал, играл на комысе. Вдруг пронесся по тайге ветер, и у костра появился человек. Глаза зеленые, волосы зеленые, сапоги каменные. Присел у огня: "Не печалься, охотник. Счастье не только в хорошей добыче. Пойдем со мной, богатым будешь". "Видно, это Хозяин гор", - подумал охотник.
     Поднялись они на вершину горы, и раскрылись перед ними каменные двери в подземный дворец. На одной половине его висели шкуры собольи, лисьи, Горностаевы. На другой - грудами сверкали камни. Подвел Хозяин гор охотника к камням, насыпал большой мешок блестящих, красных, как кровь, камней и сказал: "Мой подарок даст тебе силу и славу".
     Охотник же посмотрел на звериные шкуры и подумал: "Если бы дал он мне хоть немного этих мехов! Зачем мне камни? Разве камни дают богатство?" Понял его взгляд Хозяин гор. Наполнил второй мешок мехами, отдал охотнику со словами: "Смотри, мешок с камнями не бросай. Камни тебе великую силу дадут".
     Несет охотник мешки и думает: "Мне бы меха до стойбища донести. Разве мало камней в горах? Я всегда могу набрать сколько угодно". И бросил камни.

     Хозяин гор, найдя мешок в тайге, сильно разгневался на охотника, унес мешок и глубоко запрятал в пещере. В гневе не заметил, как один камень обронил на землю. Этот-то камешек, красный, как бычья кровь, был замечен молодым шорцем, бродившим по тайге. Подивились соплеменники камню да и бросили его в костер. Раскалился добела красный камень, потек огненной струйкой. А застыв на земле, стала струйка гибкой и твердой и больше не плавилась.
     Тогда люди и поняли, что это был камень, рождающий железо, из которого можно сделать и топор, и котел, и наконечник для стрелы. Много чего можно сделать из железа.
     Отправились люди к горе, стали рыть и долбить, искать железо. Гневался Хозяин гор, сопротивлялся. Ураган напускал, камнепады обрушивал, но упорства искателей не сломил. Добрались люди до подземной кладовой, нашли камень, рождающий железо.
     И гору эту назвали "Темир-Тау" - "железная гора". У подножия Темир-Тау гремит теперь огненный город, из которого течет огненная река.
 

       

О горе Мустаг

     Мустаг (Пустаг) - "ледяная гора".
     В древние времена славилась своей красотой шорская девушка Ак Пурба. Полюбили ее два богатыря и решили сразиться. Кто в бою победит, тому и достанется красавица. Бились свистящими стрелами, дрались каменными глыбами, но одолеть друг друга так и не смогли.
     Иссякли их силы. Рухнули богатыри на землю и превратились в двугорбую гору.
     Накрыла их Ак Пурба белым саваном, поднялась над ними облаком и пролилась потоками слез. Мчатся с горы Мустаг чистые ручьи, несут во все стороны силу богатырскую.     

     Вот по этим ручьям и пришли в Шорию разные люди: из Китая, из Монголии, из Руси Великой.
 

       

Мустаг и его сыновья

     Когда-то территория Горной Шории входила в Кузнецкий округ, который граничил с Бийским округом. Где-то здесь, на границе, стоит гора Кегда. Мало кто знает, что Кегда - жена Мустага, брошенная и забытая им. А случилось это так.
     В незапамятные времена возвращался Мустаг из Китая, вез в свои владения молодую жену Кегду. Видит, мчится навстречу гонец с вестью о том, что богатырь Абакан, воспользовавшись отсутствием Мустага, захватил его земли. Возмущенный вероломством Абакана, забыв о молодой жене, Мустаг рванулся домой.
     Потрясенная случившимся, Кегда растерянно стояла, не зная, что делать. Возвращаться в Китай было стыдно, бежать вслед за Мустагом ей не позволяла гордость. Долго стояла Кегда, не замечая, как немеют ноги и руки, как холодеет и замирает сердце.

     Никто не знает, сколько дней и ночей прошло, сколько раз луна сменяла солнце. Стала Кегда высокой горой. На ее вершине всегда, даже в самую тихую погоду, бушует неистовый ветер, а зимою свирепствует буран. Люди говорят: это оскорбленная Кегда печалится и плачет.
     Тем временем Мустаг дрался с Абаканом. Яростной битве двух богатырей не было видно конца. Мустаг почувствовал, как уходят силы, и в надежде на помощь бросил клич старшему сыну своему Карабуру. Гордый и своенравный Карабур, обиженный на то, что отец не позвал его к началу битвы, не сразу откликнулся на просьбу отца. Но придя на помощь Мустагу, он вынул свою трубу и заиграл так громко, что оглушенный Абакан убежал. Богатырская сабля Карабура настигла Абакана и в девяти местах поразила его. До сего времени стоят на Абаканском хребте девять сопок как свидетельство его поражения.
     Суров нравом был богатырь Мустаг. Требовал от сыновей полного повиновения. Но не было мира между отцом и его сыновьями. Ушел от Мустага Карабур. Обосновался километрах в пятидесяти севернее Мустага, там и стоит. Младшего сына Кизея Мустаг сам прогнал из родительского дома за грубость и непослушание. "Кизей" означает "грубый". В дальней стороне на берегу реки Мунзас покоится Кизей.
     Издалека поглядывают сыновья на ледяную вершину Мустага, и нет такой силы, которая заставила бы их вернуться под его крышу.
 

       

Мазарак

     На правом берегу реки Мрассу, против устья реки Онзас, находится гора Мазарак. В давние времена гора Мазарак была богатырем. Случилось так, что в реку Мрассу однажды заплыл кит. Из каких морей и океанов - никто не знает. Взмутил чистую мрасскую воду, выплеснул на берега, затопил прибрежные улусы. Большая беда пришла. Увидел это богатырь Мазарак, схватил два огромных камня и бросил в кита. Камни и теперь лежат в реке, образуя ворота. Большим искусством надо обладать, чтобы проскочить в эти ворота, не разбившись о камни.
     Сильно израненный, кит смог доплыть только до небольшого притока Мрассу, да там и остался. С тех пор приток реки Мрассу напротив улуса Сосновой горы называется "Олчек" - "умерший".
 

       

Семь красавиц

     Когда-то все горы были людьми, но разные события, которые происходили в древности, заставили их поменять облик. Случилось так, что два богатыря Алтын Эргек (Золотой Большой Палец) и Чес Мае (Серебряный Овод) решили помериться силами. Схватились - земля задрожала, тайга взволновалась, звери затихли в своих берлогах. Десять дней и ночей шла битва.
     Как остановить богатырей? Как заставить их не убивать друг друга? Слух о поединке дошел до степей Хакасии, где жили семь самых красивых девушек. "Мы должны их остановить", - решили красавицы.

     Взобравшись на вершину высокой горы, они сказали: "Ты - царь-гора, выше тебя нет гор. Покажи нам, где бьются богатыри". Гора Каным ("царь") показала девушкам битву.
     "Токталар! (Стойте!)" - закричали девушки, и крик их разнесся по вершинам гор. С тех пор в верховьях реки Назас горы называют "Токпан-таг" - "стоп-горы".
     Богатыри не услышали крика, но битва шла к завершению. Чес Мае оторвал от земли Алтын Эргека и забросил его на Золотую гору. Обессиленный Алтын Эргек застыл на горе огромным камнем. Так образовалась вершина Верхний Зуб.
     Решив убедиться в своей победе, Чес Мае помчался на Золотую гору, но оступился и рухнул вниз, превратившись в вершину, которую назвали Малый Зуб. Оба богатыря на глазах у девушек стали горными вершинами.
     Потрясенные случившимся, девушки долго стояли у подножий вершин, проливая слезы. Шло время. Онемели и застыли их тела. Семь красавиц, превратившись в горы, оплакивали богатырей, которых не смогли спасти от напрасной гибели. Их слезы не замерзают и в зимнюю стужу, текут ручейками по отвесным скалам, образуя горные притоки реки Томи. Злой ветер разметал кудри красавиц, их волосы стали седыми и стелятся с гор древней серебряной тайгой.
 

       

Гора Зеленая

     На карте Кузбасса есть огромное количество замысловатых названий, которые имеют созвучия в древнем шорском языке. Старые шорцы еще помнят легенды о происхождении наименований гор, рек, озер, населенных пунктов. Есть, например, в Горной Шории речка Сарбала. Предание рассказывает о том, что нашли в этих местах заблудившегося рыжеволосого мальчика. "Сарыг пала" - "желтый ребенок".
     Легенда о реке Кондоме гласит, что однажды бушующая река не позволила богатырю перебраться через нее и ему пришлось заночевать на берегу. "Кондум" по-шорски - "ночевал".

     А там, где легенды молчат, разгадка находится в образной шорской речи: "камень на ладони", "каменный лог", "долинка на ладони" - это все о Таштаголе. "Темир-Тау" - "железная гора". "Торгу-Таг" - "шелковая гора". С подошвы до вершины она покрыта лесом. Издали кажется - закуталась в зеленый шелк.
     Главный горный хребет Кузбасса называется "Кузнецкий Алатау". "Алатау" в переводе с шорского - "пестрые горы". Они действительно пестрые: серые, черные, голубые, белые - с нетающими снегами.
     Одна из высоких вершин Алатау - гора Большой Таскыл. "Тас-Кыл" - "вершина без растительности", "голец". Севернее Таскыла - гора Зеленая. Ярким пятном зеленеет гора на фоне соседних вершин, покрытая буйными травами, кустарником и темнохвойной тайгой.
     Вековая тайга скрывает в своих кущах тайны, многие из которых до сих пор не разгаданы...
 

       

Лосиный утес

     Близ города Междуреченска есть Лосиный утес. Когда-то он величаво поднимался отвесной стеной от самой кромки воды. При строительстве железной дороги Новокузнецк - Абакан утес частично был взорван, но красив и сейчас.
     Давным-давно на берегах горной реки Бельсу жили лось и лосиха. Бродили они по тайге, питаясь сочной травой, душистыми цветами и сладкой ягодой. Летом родился у них маленький лосенок. Пока лосенок был мал и слаб, лосиха держала его возле себя.
     Настало для лосенка время учиться крепко держаться на ногах. Повела его лосиха на высокий утес: "Смотри, сынок, как красива земля, на которой ты живешь!".

     Огромный мир открылся лосенку. Конца и края не было могучей тайге, вольным рекам, снежным вершинам гор, синему небу. Замер лосенок на краю утеса: дух захватило.
     Долго стояли они, любуясь необъятными просторами Горной Шории. С тех пор охотники часто видели на утренней заре или на закате солнца молодого лося, стоящего неподвижно на вершине утеса. Полюбуется и уходит в тайгу по своим лосиным делам. Но завтра он обязательно вернется.
 

       

Томь и Мрассу

     Три реки, сливаясь, образуют Мрассу. С горы Очагаш течет Соль-Мрассу. С отрогов горы Кобес стекает Чор-Мрассу и соединяется с Ак-Мрассу. Мрассу - самый живописный приток реки Томи.
     Был в Горной Шории охотник по имени Томь. И была красавица девушка, дочь богача бая. Звали ее Мрассу. Полюбил парень Мрассу и хотел на ней жениться, но не тут-то было. Воспротивился бай: не такого жениха он хотел для своей дочери. Заслал бай охотника туда, откуда берут начало ручьи и реки, и сделал его рекой.
     Мрассу так горевала и плакала, что сама превратилась в реку и потекла к любимому. На пути суровая скала преградила ей дорогу. Мрассу грудью разбила скалу, и она рухнула в реку.

     До сих пор лежат в реке огромные камни, образуя пороги.
     Мрассу стремительно и бурливо мчится через тайгу и пороги туда, где навеки сливается с Томью.

       

Тайны мрасских камней

     Там, где Мрассу впадает в Томь, причудливо возвышаются древние скалы. Высокие, стройные колонны с карнизами напоминают старинных богатырей, тесной стеной возвышающихся вдоль реки. Вся гора с каменными витязями называется "Улуг-таг". Один камень, стоящий поодаль, носит название "Каролчук", что означает "караульщик".
     Легенды утверждают, что камень этот имел форму человека и, кроме того, с годами он становился всё выше и выше. "Камень вверх растет!" - пугались люди. Слух о растущем камне дошел до кузнецкого воеводы. Снарядил воевода отряд из десяти вооруженных солдат и приказал отрезать голову растущему каменному витязю. Долго маялись солдаты вокруг горы, но приказ выполнили. Упала срубленная голова к подножью Караульщика.    

     Зашумела тайга, забурлила Мрассу. Помрачнели солдаты от дурных предчувствий. Быть беде.
     Так и случилось. Едва переправились через Мрассу, смертельная болезнь, внезапная и страшная, сразила солдат. Только один из них выжил для того, чтобы рассказать нам поучительную историю о том, что нельзя бессмысленно и грубо вторгаться в хрупкий и гармоничный мир живой природы: она обид не прощает.

 

       

Кызыл-гая

     «Кызыл» означает «красный». Еще одно значение этого слова - «красивый». Но в нашей легенде "Кызыл-гая" переводится как «красный камень». Эту печальную историю записал в конце XIX века Василий Иванович Вербицкий, протоиерей Алтайской духовной миссии.
     Когда-то жили на берегу Мрассу девять братьев. Выросли, настало время создавать семью. Каждый из братьев привел в дом жену. Хорошие были девушки: и собой милы, и домовиты. Жены вели хозяйство. Мужчины охотились, добычу в дом несли. Братья заядлые охотники были, особенно младший. Погонится за зверем, сто верст пробежит, из сил выбьется, а зверя не упустит. Еще замечали братья: уж больно горяч младший брат. Спуску никому не давал, в гневе себя не помнил. Боялись его в улусе.    

     Однажды пошел младший брат в тайгу на промысел, с собой еще одного брата прихватил. Охота началась удачно, несколько медведей завалили, разного мелкого зверья. До того увлеклись охотники, что не замечали, как время летит. На вершинах гор снег не тает даже летом - не понять, какое время года сейчас. Спустились с гор, увидели: реки вскрылись, свежая зелень почти до колен достает. Стало ясно: много времени прошло, пора домой возвращаться.
     А дома их уже и не ждали. Не одна весна минула с тех пор, как охотники в тайгу ушли. Домашние решили, что пропали братья. Поплакала жена младшего брата, погоревала да и снова замуж вышла. Конечно, можно бы и не торопиться, но уж больно хороша была, многие на нее заглядывались.
     В несчастливый день вернулись охотники домой, склоняясь под тяжелой ношей. Тут-то и рассказали младшему брату об измене его жены. Кровь бросилась ему в голову, задохнулся от гнева и обиды младший брат. Схватил он изменников и учинил над ними жестокую расправу. Обагрил кровью убитых камень, что стоял на берегу Мрассу. Кровь убитых до сих пор на камне, который называется "Кызыл-гая" - «красный камень». Ни проливные дожди, ни белые снега не могут стереть следов напрасного убийства.
     Люди говорят, с тех пор на весь род братьев сошло проклятие. В семьях их потомков всегда рождается только один мальчик.
 

       

Мрасские пороги

     Тот, кто хоть однажды плавал по Мрассу, знает место, где бурлит и клокочет знаменитый Мрасский порог. В давние времена путники не решались плыть через порог на плотах и пускали их пустыми, а кладь переносили по тропе, проложенной вдоль берега. Осколки исковерканных плотов и лодок по обоим берегам реки свидетельствуют о небезопасности путешествия. Легенды говорят, что когда-то Мрасских порогов не было.
     Люди, живущие вдоль реки, помнят, что в древности Мрассу протекала сквозь мрачное ущелье в горе, узкое и темное. Пламя зажженных факелов выхватывало из темноты черные глыбы скалы, нависшей над путниками. Казалось, не будет конца этой пугающей тьме. Вздох облегчения вырывался у путников с первым лучом мелькнувшего впереди света.    

     Предки решили обратиться к Хозяину горы с просьбой, нельзя ли уничтожить это ущелье. Переговоры с Хозяином горы вели шаманы. Долгие были переговоры. Хозяин горы потребовал от людей страшную жертву - старушку по имени Манак, что проживала в соседнем улусе. Она была больной и старой, дни ее были сочтены, но сородичи впали в отчаяние, услышав приговор шаманов. Молчаливой толпой стояли они у дома Манак.
     "Не печальтесь, - сказала старушка, - я с радостью помогу людям". Манак села на маленький плот, не взяв с собой огня. Когда плот достиг середины ущелья, содрогнулась земля, рухнула гора, загрохотали по реке камни, образуя пороги.
С тех пор рухнувшая гора называется именем Манак. Проходят годы, но люди помнят, как всё случилось.
 

       

Стрельный камень

     История эта относится к тем давним временам, когда земли Горной Шории занимала беспокойная Чудь. Так шорцы называли племена, населяющие территорию Кузнецкого края. Пришедшие сюда казаки потеснили племена и построили Кузнецкий острог для защиты от набегов. Но, как утверждают легенды, еще долгое время дикие чудские племена не давали покоя местным жителям.
     Свое название - "Стрельный" - камень получил более трехсот лет тому назад. Из поколения в поколение передается рассказ о том, как однажды племена дикой Чуди решили напасть на Кузнецкую крепость. Замыслили подойти к острогу тайными тропами и внезапно ударить так, чтобы победа была быстрой и окончательной. Для осуществления планов нужен был проводник.

     В народе шли слухи о том, что никто лучше татарина Кузедея не ведает, как удобнее подкрасться к крепости. Он знал не только все тропы близ своего Кузедеевского улуса, но и далеко окрест. Кузедей был пастухом и, кочуя со своими стадами, перемещался с места на место, запоминая всё, что видел вокруг.
     Не сразу согласился Кузедей, но против силы одному не устоять. Пришлось уступить. Путь пролегал мимо огромного утеса, стоящего на противоположном берегу Кондомы. Кто из охотников откажется помериться силою и меткостью в стрельбе? Зашел спор и среди путников: достигнет ли пущенная стрела вершины камня? Зазвенела натянутая тетива, засвистели стрелы и упали в воду, не долетев четверти пути.
     Не выдержал и Кузедей, схватился за лук, что служил ему верой и правдой много лет, пустил звонкую стрелу. В самую вершину горы вонзилась стрела, и в этом месте, говорят, теперь растут лилии удивительной красоты и редкости. Утес с тех пор называется "Стрельный" и славится обилием целебных трав. Здесь можно найти зверобой каменный, ревень, казацкий можжевельник. А за утесом еще долго была видна глубоко выбитая конскими копытами тропа - по преданию, это тропа Чуди.
 

       

Забияка

     Сидит ночью охотник в тайге, не шелохнется, раннее утро поджидает. Шуметь нельзя, огня развести нельзя - спугнешь. Чуть побелело небо на востоке - ухо востро держи! Где-то далеко защелкал, затэкал глухарь.
     Охотники считают: глухарь когда-то человеком был. И родом он из здешних, таежных, мест. Любит глухарь тайгу. Зимой в таежных лесах много хвои, ее-то он и поедает, когда снег плотно закрывает землю.
     В облике человека глухарь был задирой и грубияном - так старики говорят, те, кто еще помнит древние легенды. Никому глухарь не давал проходу. Так и лез на рожон. Драчливый, шумный, крикливый. Никого, кроме себя, не слышал и слышать не хотел.

     Терпели люди сколько могли, молчали, а про себя думали: "Унесло бы тебя куда-нибудь подальше в тайгу!"    
     Неизвестно, кто к этому руку приложил, но однажды так и случилось - стал глухарь птицей, очень похожей на курицу с петухом. Только темный весь, хвост круглый да бровь красная. Как все птицы, стал он жить в лесу.
     С тех пор сторонится глухарь людей. И с пернатыми не очень дружит. Всё больше один глубоко в тайге прячется и сам себе болтает без умолку: "скир-скир!", "тэк-тэк!". Когда глухарь сам с собой болтает, он ничего вокруг не слышит. Тут-то охотники к нему и подкрадываются.
     Люди заметили: по ранней утренней зорьке слетаются глухари клееным дорогам, подбираются ближе к деревне. Затаятся в траве и наблюдают, как дети резвятся, как пастух стадо пасет, как хозяин лошадь запрягает. Вспоминают, наверно, что когда-то тоже были людьми.

 

       

Отчего у глухаря
глаза красные

     Однажды осенью, когда деревья сбросили листву, и трава пожухла, и исчезли грибы и ягоды, птицы решили слететься на всеобщее собрание. Вопрос был важный: надо решить, когда собираться к отлету в теплые края. Зимой в тайге холодно. Реки замерзают. Снежные сугробы покрывают землю. И с пропитанием становится туго.
     Все пернатые на собрание явились. Переговорили на разных птичьих голосах, решили: пора улетать. А глухарь в это время в густой тайге был. Пел свои песни и ничего не слышал.    

     В назначенный день, на рассвете, собрались птицы в стаи, перекличку устроили. Выровняли ряды, взмахнули крыльями, закрыв ими полнеба, и дружно отправились к местам зимовок. А глухарь всё песни в тайге распевает, не слышит и не видит своих собратьев.
     Зима в тайгу пришла, как всегда, внезапно. Огляделся глухарь: земля снегом припорошена, холодный ветер в перышки задувает и птиц не слышно. Облетел тайгу - пусто. Сильно опечалился глухарь своему одиночеству, горько заплакал. Слезы ручьем бегут, на морозе застывают, глаза покраснели. Потом поклевал вкусной кедровой хвои и успокоился. "Ничего, - подумал глухарь, устраиваясь в снежной норке,- перезимую и здесь". С тех пор привычно зимует глухарь в холодном лесу, а глаза так и не отошли от слез, до сих пор остаются красными.
 

       

Улу-кижи

     Охотники давно поняли: звери очень разные. Есть среди них умные, хитрые, ленивые. Совсем как люди. Очень может быть, что когда-то они были людьми.
     Охотники Горной Шории к животным относятся с осторожностью, к некоторым - с уважением. Особым образом почитают медведя. Приметили, что медведь как будто Понимает человеческую речь.
     Помнится, в прошлом веке старики рассказывали, что был медведь человеком. Был он силен, но простоват. Доверчив и наивен, как ребенок. Жил он в одной семье, отличался трудолюбием и страшной прожорливостью. Он так много ел, что домашние вынуждены были делать ему замечания и даже прятать от него продукты.

     Надоели медведю упреки. Обиделся он на родных, взял веревку и пошел в лес за дровами. Ушел да так и не вернулся. Ушел человеком, а в лесу превратился в зверя. Охотники говорят, есть верный признак: на передних лапах медведя, повыше когтей, сохранились шерстяные перевязки, которые человек носил от ревматизма. И еще говорят, что веревка его - переплетенные стебли хмеля - до сих пор на дереве весит.
     Медведя называют "улу-кижи" - "старый человек". Охотники, завалив сильного зверя, просят у него прощения и стараются обмануть, убеждая, что он не убит, а спит крепким сном. Тем не менее мясо едят с аппетитом, но прежде кропят медвежьим жиром в сторону гор, признавая перед горными духами свою вину, бросают куски мяса, задабривая духов.
     Охотники строго соблюдают однажды установленные правила: не шагают через голову убитого медведя и носят амулет - медвежью лапу, дающую здоровье, силу и бесстрашие.
 

       

Кукушка

     Старики шорцы всегда старались быть аккуратными в разговоре: не произносили вслух слов, способных разгневать таежных и горных духов. "Никогда не знаешь, чем это для тебя обернется", - считали они, вспоминая древние легенды. Одна из них перед вами. В давние времена в шорском улусе жила девушка по имени Кук. Совсем юная была. Жила в семье брата. Невестка была несдержанна и груба, девушку не любила и всячески старалась подчеркнуть, что она лишняя в их доме. Однажды случилась между ними ссора, и невестка в сердцах отослала девушку к шайтану.

     Вмиг превратилась Кук в серую птицу и выпорхнула из дома. Сиротливо летает она от гнезда к гнезду, ищет себе пристанища. А чтобы люди узнавали ее, постоянно напоминает им свое прежнее имя: "Кук! Кук!" Охотники птицу жалеют: ничего-то она не умеет - ни гнезда свить, ни птенцов накормить. Но вины ее в этом нет. Слишком рано выгнали ее из родного дома. Летает, бесприютная, по лесу от дерева к дереву, от куста к кусту, покоя ищет. И не находит.
 

       

Иволга

     Горы, леса, все живое, что в горах и лесах проживает, - все имеет душу. Наверно, поэтому охотник-шорец к природе относится трепетно: не сломает напрасно дерево, не уничтожит птицу, особенно ту, которая полезна лесу. Охотник понимает птичьи разговоры и по-своему переводит на человеческий язык голоса птиц. Об этом более ста лет назад рассказали шорцы одному приезжему человеку - Василию Ивановичу Вербицкому. Он записал всё, что слышал. А я вам расскажу.
     Для таежных лесов иволга - птица редкая. Светлые березовые рощи - вот ее излюбленное место. В Шории берез мало, но охотники знают и любят эту маленькую золотую птичку, стремительную, как луч летнего солнца.

     В средней полосе России иволгу называют "лесной флейтой". Пение ее напоминает заунывную, печальную мелодию, и если прислушаться, то нетрудно различить, как птица протяжно выговаривает свое имя: "и-вол-гааа, и-вол-гууу...". Если же иволгу обидеть или вспугнуть, она взъерошится и закричит пронзительно и резко.
     В Горной Шории яркую желтую птицу с красным клювом и черными крыльями слышат по-другому. "Сюгэнь су арга!" - отчаянно и трескуче кричит самец. В ответ на его заполошный крик самка беззаботно отвечает: "Чоок!"
     Ну как тут не поверить, что когда-то птица была человеком, жила не берегу реки и очень любила рыбачить. Давно ли и по какому случаю стала иволга птицей, - никому неизвестно, но привычки свои птица помнит. Хозяйственный самец беспокоится: "Сюгень су арга! - Морду надо ставить!" "Чоок! - Нет!" - отвечает беспечная и ленивая самка.
     Есть еще одна примета: уж больно похоже на детскую люльку маленькое гнездо-корзиночка, что вьет для своих птенцов иволга. Совьет и подвесит в развилке ветвей дерева высоко над землей. Снизу гнезда не увидишь - в зеленой листве хорошо запрятано.
     Иволга также трудолюбива, как и жители Горной Шории. Без устали ловит иволга жуков и уничтожает прожорливых волосатых гусениц - лес сохраняет. Понимает птица: человеку без леса совсем трудно будет - лес и накормит, и обогреет. Другим птицам, кроме кукушки, с насекомыми не справиться. Золотой стрелой сверкает иволга в ветвях деревьев, и от ее присутствия людям становится светло и радостно.
 

       

Длинноногий талтар,
или Еще одна легенда о том,
как люди научились добывать огонь

"Талтар" по-шорски - "коростель". Есть такая длинноногая, нескладная птица. У нее сильные крылья, крепкий клюв и короткое, сжатое с боков тело. Коростель стремительно бродит в густых травах, вытягивая вперед шею, пригибаясь к земле. Наблюдательные охотники давно поняли: он похож на сутулого человека, у которого болит спина.
     Легенда утверждает, что когда-то он был человеком, да не простым. Состоял Коростель в чиновниках. Отличался крутым нравом, упрямством, друзей не имел, жил обособленно, не стремясь к общению с соседями.

     Была у него причина сторониться людей: болела спина у Коростеля. Скрутила его болезнь, сделала хромым и кособоким. Боялся Коростель насмешек, редко выходил к людям. При этом все, кто сталкивался с Коростелем, считали его человеком грамотным и красноречивым.
     Одиночество приучило Коростеля к разговорам с самим собой. Люди примечали: скособочится Коростель, ходит по двору и бубнит себе под нос без умолку. Чего бубнит, непонятно. Ходили слухи: знает Коростель, как огонь добыть. Да разве кому расскажет! Больно гордый и заносчивый, не чета простым людям.
     Между тем жить становилось всё труднее. Слышали люди, что огонь жизнь облегчает, тепло дает, свет. Можно пищу приготовить вместо того, чтобы грызть сырое мясо.
     Решили собрать всеобщее собрание, посоветоваться, как жить дальше. Пригласили Коростеля. Зная его смешную походку и крутой нрав, договорились: не дай бог кому засмеяться! Обидится Коростель, секрета не расскажет. Но беспечная Сорока, конечно, не выдержала, увидев Коростеля. Захохотала во все горло.
     Повернулся Коростель и зашагал обратно.
     Тогда решили действовать другим путем.
     Зная привычку кособокого вести бесконечные разговоры с самим собой, послали мягкокрылую Сову подслушать, о чем ворчит старый Коростель.
Темной ночью тихо подлетела Сова к юрте Коростеля, а тот бродит в потемках и возмущается: «Ничего не умеют делать, а еще смеются. Ударил камень о камень, вот и будет огонь!»
     Сова секрет выведала, а Коростель обиды людям не простил. Ушел в леса, стал птицей. Но и там, среди птиц, он друзей не завел. Живет скрытно, в одиночку, не образует стай. Пристрастился к путешествиям. Каждую зиму улетает в жаркую Африку. В дальнюю дорогу также отправляется один, без попутчиков.
     В мае, когда в здешних местах в полный рост поднимаются травы, отощавший взъерошенный Коростель возвращается в родные края к сырым лугам, болотам и опушкам. Ночной невидимкой он низко пролетает над поверхностью земли и, оберегая свое одиночество, привычно прячется от людей и других обитателей шорской тайги.
 

       

Красавица Карагай

     "Карагай" на шорском языке - "сосна". Для лесов Горной Шории, состоящих из пихты и кедра, сосна - редкость. И вдруг на горе Кастегей, на самой ее вершине, выросла одинокая сосна - «чагыс карагай».
     Давным-давно поселился в тайге лесной народ - шорцы. Охотились, ловили рыбу, были сыты и счастливы. Но однажды злой ураган прошел над тайгой, сломал деревья, разогнал птиц и зверей, вывел из берегов реки. Горе пришло в шорские улусы. Неделями ходили охотники по тайге, но редко кто возвращался с добычей. Решили шорцы обратиться за помощью к тем, кто умеет разговаривать с духами, - шаманам.

     Собрались шаманы и пошли к Шаман-горе. Затуманилась вершина Шаман-горы, спустился с нее древний старик шаман и сказал: "У Хозяина тайги родилась дочь. В ее честь он выпустил на волю злой ураган. Ей в приданое готовит он птиц и зверей. Найдется ли у вас богатырь, достойный руки дочери Хозяина тайги? Только он сможет вернуть вам счастье".
     Разбрелись шорцы по тайге на поиски богатыря. Много времени прошло. Уже осина сбросила лист, бурундук кладовые забил и медведь приготовился к спячке, когда один охотник в долине Томи нашел богатыря. Звали его Черный Камень, потому что он умел добывать огонь из черного горного камня.
     Выслушал богатырь посланника, развел из черного камня огромный костер. Вспыхнуло пламя костра, и из пламени выскочил огненный конь. Оседлал богатырь коня и умчался к Хозяину тайги.
     Прошли годы. Поросли кедрачом вершины гор, умножился род охотников, но зверь всё еще не вернулся в леса, а рыба всё не шла в сети, и не было вестей от Черного Камня.
     Однажды, когда мороз сковал реки и глубокие снега упали в тайге, разбудили охотников страшный грохот и яркое солнце. Это огненный конь примчал Черного Камня. Богатырь сидел в золотом седле и крепко держал в руках диковинную птицу. Удивились охотники и опечалились: ждали богатыря с невестой, а он птицу привез.
     Засмеялся Черный Камень, бросил птицу на землю, и превратилась она в красавицу девушку.
     "Вот она, Карагай, - сказал богатырь.- Отец не хотел отпускать ее, и она превратилась в птицу".
     Радость вернулась в шорские улусы. Зашумела тайга от звериных криков, запели птицы, засверкали реки от множества рыбы.
     Но Хозяин тайги решил вернуть непокорную дочь. Однажды примчался из леса быстроногий олень и прокричал: "Берегись, богатырь, Тайга идет!" Оглянулся Черный Камень и видит: мрачные пихты окружают улус. Бросился богатырь с невестой на вершину горы, долго сражался с пихтами, но одолеть не смог. Тогда встали Карагай и Черный Камень на самую вершину и крикнули людям: "Будьте всегда счастливы и в охоте, и в жизни. Не забывайте нас!"
     Опустился богатырь к ногам своей невесты и превратился в камень. А девушка стала стройной сосной. И отступила удивленная и испуганная тайга. И смирился Хозяин тайги, оставив охотников в покое. Но иногда, вспоминая о дочери, он насылает на людей бури и ураганы.
     Десятки лет минули. Выросла на вершине Кастегей одинокая сосна. У подножия лежит камень. Охотники, отправляясь на промысел, посидят на Черном камне, погладят Карагай, и охота всегда бывает удачной.
 

       

Кузук и Казын

     Случилось это давно. Молодой охотник Кузук возвращался с промысла. На реке Терсу стройная девушка полоскала холсты. Сбилась набок светлая коса. У Кузука дыхание перехватило: «Ах, какая румяная и красивая!» Девушка вздрогнула и выронила валёк. Достал охотник собольи шкуры, накинул на плечи девушки и залюбовался русой косой и светлым ликом.
     Только вольный ветер, солнышко красное да луна-бессонница знают, сколько раз встречались они на берегу бурливой речки.
     Но однажды род Сарыг-шор был потрясен дерзостью молодого охотника: он привел в улус русскую девушку. Такого в улусе еще не случалось. За белизну лица и русые косы назвали ее шорцы "Казын" ("Белая").   

     Шли годы. У Кузука и Казын выросли сыновья - сильные, красивые парни. Как-то напали на шорцев враги. Началась кровопролитная битва. От крови стала красной река. С тех пор и назвали ее "Кандалеп" - «река крови». Погибли в этой битве Кузук и его сыновья.
     Осталась Казын одна. Горюя, поднялась она на высокую гору, протянула к солнышку руки и стала белою березой. До сих пор помнят шорцы, кем в давние времена была белая береза.

 

       

О шорском народе

     Шорцы - тюркоязычный народ. Сегодня численность шорского населения составляет 11550 человек. Живут они в живописнейших южных районах Кузбасса по берегам рек Кондомы, Мрассу, в верховьях Томи. Красива и щедра природа этих мест.
     Издавна славились шорцы умением выплавлять и ковать железо. За это умение назвали их русские "кузнецкими людьми", а землю, на которой они проживали, - "Кузнецкой".
     Шорцы мудро приспосабливались к среде, в которой обитали. Их основными занятиями были охота, рыболовство. Важным источником пропитания были также дары тайги: кедровые орехи, ягоды, съедобные травы и коренья. Шорцы умели обрабатывать землю, занимались разведением лошадей.
     В народе сохраняются языческие верования. С древних времен ощущали шорцы единение с живой природой, наделяли душой всё, что их окружало: горы, ветер, растения, животных. Их вера в одухотворенность мира рисовала в воображении образы духов - хозяев гор, рек и тайги. Эта вера носит название "шаманизм". Языческие верования шорцев сохранялись вплоть до утверждения православия на Кузнецкой земле, которое произошло стараниями Алтайской духовной миссии к концу XIX века.
     Восьмидесятые годы XX века в жизни коренного населения Горной Шории отмечены позитивными процессами. Современные шорцы чтят и помнят свои традиции. Рост национального самосознания и политика Администрации Кемеровской области пробудили интерес к традиционной культуре шорцев. В 1989 году была принята Программа возрождения Горной Шории: создан Шорский национальный природный парк, в Таштаголе открыт музей истории и природы Горной Шории, в 1990 году вышел в свет шорский букварь.
     Сильные и выносливые, работоспособные и пытливые, шорцы талантливы от природы. Имена лучших представителей шорской интеллигенции известны не только в Кузбассе. Шорский народ взрастил поэтов, ученых, деятелей искусства, выдающихся спортсменов. Шорцы гордятся именами писателей С. Торбокова и Ф. Чиспиякова, профессора А. Чудоякова, деятелей балета П. и Н. Кусургашевых, чемпиона мира по боксу Ю. Арбачакова и многих других.
     У Горной Шории - прекрасного уголка кузбасской природы - большие перспективы. Самобытный шорский народ вместе с Кузбассом смотрит в будущее с уверенностью и надеждой.

 

                       


Наверх


На главную

                 
                       

   

 На главную

 Карта сайта
 

 

 

 

 

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности"

 
     
 

Статья 1 Декларации  принципов толерантности ЮНЕСКО

 
     

* * *

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить
благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить

Еще>>

Я нашел кто делает релакс матрасы недорого.


Краеведческая коллекция «Новокузнецк: от прошлого к будущему»
   
.


Муниципальное бюджетное учреждение "Детская централизованная библиотечная система" г.Новокузнецка
Адрес: 654041, Россия, Кемеровская область, г.Новокузнецк, ул.Циолковского, 27
тел: (3843) 77-25-82, 77-67-27
факс: (3843) 77-83-20
e-mail: dcbs@bk.ru
сайт МБУ "ДЦБС": www.dcbs-nvkz.narod.ru
сайт ЛИК Кузбасса: www.lik-kuzbassa.narod.ru
сайт Управления культуры Администрации г.Новокузнецка: www.kultura-nk.ru

Куратор сайта: Тетерина С.М.

© 2010-2012 Лоскутова Т.С.

При использовании информации, материалов и методических пособий, размещенных на этом сайте, необходимо указать ссылку на данный сайт

Хостинг от uCoz